Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 450 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Поскольку она не может располагать своим будущим, ей хочется завоевать вечное. «Я
никогда не отступлю. Я всегда буду желать всего. Мне необходимо возвести свою жизнь
на недосягаемую высоту для того, чтобы согласиться ее прожить», — пишет Мари
Ленерю. Эти слова перекликаются со словами Антигоны из пьесы Ануя: «Я хочу всего и
немедленно». Такой детский максимализм можно обнаружить лишь у человека, который
не живет, а грезит: в грезах не существует ни времени, ни препятствий, и для того, чтобы
компенсировать их отрыв от реальности, им нужно дать полный простор. Человек,
обдумывающий какие-либо реальные планы, знает, в каких пределах он может
действовать, что и является залогом его фактической власти. Девушка хочет получить все,
потому что от нее не зависит ничего. Именно поэтому взрослые люди, и особенно
мужчины, считают ее «ужасным существом». Она не признает никаких ограничений, с
которыми мужчина сталкивается, действуя в реальном мире. Она подстрекает его
пренебрегать ими. Так Хильда1 ждет, чтобы Сольнес подарил ей царство, и, поскольку не
ей придется его завоевывать, она хочет, чтобы оно было бескрайним; она требует, чтобы
Сольнес построил самую высокую башню из всех, которые когда-либо существовали на
земле, и чтобы он «поднялся на такую же высоту, на какую вознесется башня». Он не
решается подниматься, боится головокружения, она же, глядя на него с земли,
отказывается считаться с обстоятельствами и человеческой слабостью, не может понять,
что реальность устанавливает пределы ее мечтам о величии. Взрослые всегда кажутся
мелочными и слишком осторожными девушке, готовой не отступать ни перед каким
риском именно потому, что ей нечем рисковать. Совершая в воображении чрезвычайно
смелые поступки, она ждет, что взрослые будут совершать такие же поступки в
реальности. Не рассчитывая подвергнуть себя испытанию, она приписывает себе самые
редкие добродетели и не боится разоблачения.
Однако именно из-за невозможности проверить себя девушка чувствует неуверенность, и
хотя в воображении она считает себя совершенством, она все-таки ощущает дистанцию
между собой и тем персонажем, который она создает для того, чтобы им любовались
другие. Этот персонаж зависит от чужого восприятия. Тем самым этот двойник, которого
она идентифицирует с собой, пассивно терпя его присутствие, подвергает опасности и ее.
Вот по-
1 См.: Г. Ибсен. Строитель Сольнес.
 
398 
чему она чувствительна и тщеславна. Малейшая критика, насмешка угрожают
целостности ее облика. Ведь ее значимость возникает не благодаря ее собственным
усилиям, она порождается изменчивым одобрением окружающих. Ценность ее личности
зиждется не на ее собственной деятельности, она создается приговором общественного
мнения. Таким образом, она как бы может быть измерена количественно. Но если товара
слишком много, он теряет цену. Поэтому девушка может быть неповторимой,
исключительной, замечательной и совершенно необычной только в том случае, если ни
одна другая девушка таковой не является. Ее подруги — это соперницы, враги, она
старается испортить их репутацию, устранить их; она ревнива и недоброжелательна.
Очевидно, что все те недостатки, в которых чаще всего упрекают девушку,
предопределены ее положением в обществе («ситуацией»), Мучительно обрекать себя на
пассивность и зависимость в возрасте, которому свойственны надежды и честолюбие, в
Hosted by uCoz