Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 325 
Next page End  

вся сетевая система интеракций» (цит. по: ван Вик).
Поскольку обычно на ранних этапах развития эти нарушения не выявляются, позже они
перерастают в симптомы, имеющие «эгоцентрическую природу», т. е. стремящиеся разрушить группу
(поскольку являются результатом несовместимости человека с его первичной группой). По мере
включения в новые социальные группы эти симптомы провоцируют конфликты, способствующие еще
большему увеличению отчуждения от себя и от общества.
Таким образом, любой симптом — это искаженное выражение конфликтов пациента, которые
никогда не были четко сформулированы и поэтому недоступны для воспоминания или вербализации.
На «языке» симптома человек пытается сообщить о своих жизненно важных потребностях и
неосознанных конфликтах. Освобождение от симптомов возможно только в том случае, когда пациент
научится выражать их в более доступной для понимания других форме, т. е. если либидо, вложенное в
эти симптомы, будет преобразовано в нечто равнозначное и подлежащее обмену.
Групп-анализ является своеобразным методом «перевода» того, что маскируют невротические
симптомы, на понятный группе «язык» человеческой коммуникации, т. е. восстановления нарушенной
коммуникации.
Проблемы пациента всегда представляют собой лишь часть сложных проблем всей группы.
Поскольку психологические нарушения возникают в процессе общения, они не могут быть отнесены к
одному человеку в отдельности.
Иными словами, можно сказать, что в группе воспроизводятся две основные проблемы
социальной жизни: отношения человека с другими людьми и с группой в целом. Некоторые групп-
аналитики уподобляют эти проблемы проблемам ребенка, налаживающего отношения с окружающим
миром, с матерью, как человеком, так и символом, а позже приспосабливающегося к треугольной
эдиповой ситуации и к существованию, присутствию, статусу и значению отца.
Теория психотерапии
В отличие от предыдущих психодинамических моделей групповой психотерапии основная идея
групп-анализа заключается в том, что участники группы формируют переносы не только на
фасилитатора, но и друг на друга, и что как в отношении друг друга, так и в отношении психотерапевта
они развивают специфические способы поведения. Из этого возникает особая сетевая система
сознательных и бессознательных психических структур и коммуникативных отношений, в которых
принимают участие все участники группы (в том числе и фасилитатор). Эта сетевая система получила
наименование групповой матрицы.
З. Фулкс давал несколько разных определений матрицы. Одно из наиболее популярных звучит
следующим образом: «Матрица — гипотетическая сеть коммуникативных связей и отношений в
конкретной группе. В эту сеть включены все; она в конечном счете определяет смысл и значимость всех
событий, в ней осуществляются все вербальные и невербальные контакты» (цит. по: Кеннард, Робертс,
Уинтер, с. 143). [Дж. Робертс, рассматривая возможные значения понятия «матрица», писал: «По
мнению психоаналитиков, особенно Нойманна (Neumann, 1954), сознание можно расценивать как
результат творчества человека, тысячелетиями выступавший на поверхность медленно и мучительно из-
под толщи коллективного бессознательного. Фаулкс полностью поддерживал такое определение и,
исследуя групповой анализ, указывал, что именно терапевт должен "окунуть" сознание участника в
группу, чтобы оно "побарахталось" в группе и вынырнуло — укрепленное и переоцененное. Таким
образом, развитие сознания можно соотнести с теорией восприятия, а именно с концепцией фигуры и
фона, в том смысле, что для самоопределения человеку необходимо фигурировать на каком-либо фоне.
Групповая матрица может стать тем фоном, на котором личность (сознание) может обрести новый
жизненный ресурс. Эта точка зрения полностью совпадает с другими определениями матрицы (Oxford
English Dictionary, 1971): 1) Мать, в том числе беременная; 2) матка; 3) исходная субстанция; 4) форма
изготовления чего-либо» (Кеннард, Робертс, Уинтер, с. 143-144).]
Дж. Робертс полагает, что «групповую матрицу следует рассматривать как контекст, в котором
можно достичь безопасной и исключительно глубокой регрессии, которая способна обеспечить
значительное обновление формы и трансформацию основных компонентов личности» (Кеннард,
Робертс, Уинтер, с. 144).
Для практических целей различают основную, индивидуальную и динамическую матрицы.
Основная матрица это область, в которой проводится психотерапевтическая работа. Динамическая
Hosted by uCoz