Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 325 
Next page End  

2
Символическое
воспроизведение
ситуации с
членами
родительской
семьи
(участники — парности
сиблинги,
руководитель —
отец, группа в
целом — мать)
Базовые
допущения:
зависимости;
борьбы-
бегства;
тяготения к
«Персональная
матрица»
Перенос и
контрперенос
или
эдипальные
отношения
Психосоциальное
формирование
компромисса
(глубинно-
психологическая
групповая
терапия)
Фантастически
(ирреальный)
образец
отношений
2
Депрессивная
позиция
Проективная
плоскость с Я-,
телесными и
объект-
составляющими
Общие мечты
(аналитическая
групповая
терапия)
Эдипальные
отношения
1
Опасность
утраты
идентичности и
Я
Параноидно-
шизоидная
позиция (по
М. Кляйн)
«Психотическая»
плоскость
Отделение от
частичных
объектов
(только
«хорошие»
или только
«плохие»)
Проекция,
интроекция,
проективная
идентификация
Преэдипальные
феномены
Как отмечает П. Куттер, «подавляющее большинство слоеных моделей опирается на
топографическую модель, предложенную еще Зигмундом Фрейдом. Стадии группового процесса
рассматриваются в моделях процессуальных» (Куттер, с. 282).
В процессуальной модели Тукмана различают четыре взаимосвязанные фазы:
1) зависимости и проверки;
2) внутригруппового конфликта (так называемая фаза бури и натиска);
3) развития групповой сплоченности (нормирования);
4) работы (выполнения).
Куттер, подвергнув этот тесно взаимосвязанный процесс дальнейшему делению, выделил 6
шагов (своего рода минипроцессов):
1) повторение ранее патогенного образца в группе в ситуации «здесь и сейчас»;
2) понимание ведущим возникшей сцены;
3) интерпретация ведущего;
4) понимание со стороны участников;
5) устранение реактивированного образца интеракции;
6) шанс нового корригирующего эмоционального опыта. [Отметим, что такое деление
соответствует фрейдовской модели «воспоминание — повторение — проработка» или ее позднейшей
интерпретации Р. Краузе как «повторение (в значении инсценировки) — интерпсихическое
воспоминание и проработка».]
Куттер также предложил сегментарную модель группового процесса. Согласно этой модели,
групповой процесс насыщен индивидуальными конфликтами, каждый из которых представляет собой
определенный «сегмент». Сумма сегментов создает специфическую внутреннюю структуру группы,
определяющую положение участников группы на определенной стадии психотерапевтического
процесса и подчиняющуюся определенным закономерностям этой стадии. Изменения сегментов
неизбежно ведут и к трансформации структуры группы. Так, например, пациент с проблемами,
лежащими в области оральных фиксаций, включится в групповой процесс, когда групповая матрица
затронет весь комплекс проблем, связанных с ранними взаимоотношениями матери и ребенка
(зависимость, кормление, границы и т. п.). Напротив, пациентка с истерическим типом характера
проявит особую активность в период, когда групповое обсуждение сосредоточится вокруг вопросов
сексуальности и эдипова соперничества.
Возможно также сочетание слоеной и сегментарных моделей, где персональный сегмент
Hosted by uCoz