Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 325 
Next page End  

«Чем теперь ты займешь время, которое раньше отводил на посещение группы?», «Что будет
происходить в группе без тебя?», «Кто займет твое место?»). Иногда в связи с этим могут возникать
регрессивные тенденции (например, попытки удержать участника в группе, зависть к успешному
завершению, идеализация этого участника и т. п.), однако их архаический характер достаточно хорошо
осознается. Мало того, это показывает, насколько хорошо группа научилась справляться со своими
переживаниями.
В группах, ограниченных по времени, дата окончательной сессии (естественно, в рамках
установленных временных границ) совместно определяется дирижером и участниками после того, как
большинство участников начинают обсуждать вопрос о завершении. При установлении этой даты
следует исходить из того, что группе необходим период (иногда достаточно продолжительный), чтобы
проработать чувства, связанные с одновременным завершением работы. Здесь очень важно правильно
высчитать момент окончательной терминации, чтобы дирижер не «похоронил» группу досрочно (или,
наоборот, не затянул ее «похороны»), превратив последние сессии в пустое времяпрепровождение.
Обсуждение чувств, связанных с расставанием, должно быть сориентировано на выявление и
совладание с неадаптивными формами реагирования (гнев, обесценивание, отрицание, нарушение
групповых правил и норм и т. п.). С технической точки зрения важно держать во внимании участников
группы то, что это их собственная группа и им самим решать, как именно завершить ее
функционирование. В качестве адаптивных «противовесов» используются общие воспоминания о
значимых событиях в жизни группы.
Особый вопрос — попытки смягчить горечь расставания за счет «прощальной встречи» или
продолжения контактов после существования группы.
Любые предложения об изменении процесса последней сессии (будь то уход одного участника
или завершение работы всей группы) должны расцениваться как отреагирование неосознаваемых и
невысказанных чувств. Кроме того, подобные прецеденты нивелируют уникальный характер
расставания или отделения, вписывая его в социальные нормы, принятые в данном обществе. Но если
дирижер считает, что предлагаемые изменения усилят ощущение значимости группового опыта, он
может пойти на подобный эксперимент.
Это же касается обмена телефонами и адресами для продолжения внегруппового общения: такие
действия могут быть как следствием недостаточной проработки чувств, связанных с ситуацией
терминации, так и вполне соответствовать нормам групп-аналитической работы. Но, как
свидетельствуют пролонгированные наблюдения Н. Филдстилла, обычно участники групповой терапии
довольно быстро теряют желание общаться друг с другом после терминации. [Некоторые участники
после окончания терминации могут даже вступать в брак друг с другом, однако сведения о
продолжительности и удачности таких брачных союзов отсутствуют.] Поэтому рекомендуется
напоминать участникам о том, что группа в принципе может встречаться друг с другом в других
условиях, но в таком виде, в каком она существует на этот момент, она уже не будет воссоздана
никогда.
Иногда обстоятельства реальной жизни складываются таким образом, что непосредственно
после терминации участник группы может попасть в особо стрессовую ситуацию, требующую
психотерапевтической помощи (например, смерть близких, изнасилование и т. п.). В таких случаях он
может прибегнуть к индивидуальному обращению к своему прошлому психотерапевту, которое,
однако, должно быть строго ограничено (не больше 3 сессий). Если этого недостаточно, бывший
участник и психотерапевт могут принять решение о прохождении дополнительного курса
индивидуальной или групповой психотерапии, но уже у другого терапевта.
Психодинамически ориентированные группы могут иметь и определенную тематическую
направленность, решая специфические задачи. Примером этого служат группы, в которых основной
темой, являющейся предметом групповой работы, выступают взаимоотношения врач—пациент.
Приведем описание этих групп.
Балинт-группы
Возникновение и развитие психодинамического подхода в групповой работе привело не только к
появлению новых психотерапевтических методов, но и к изменению точки зрения на взаимоотношения
между людьми, складывающиеся в условиях лечебных учреждений. Любая медицинская практика
характеризуется наличием достаточно большого количества психологических проблем. Условно их
Hosted by uCoz