Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 325 
Next page End  

Как и в других групповых психодинамических методах, особое внимание уделяется умению
врача «переводить» жалобы больного с языка «симптомов» на язык общечеловеческой коммуникации,
т. е. видеть скрытые психологические проблемы, прячущиеся за недугами. Вначале это происходит на
уровне «классических» медицинских симптомов, затем — на «уровне отношений».
П. Куттер предложил различать три бессознательных измерения (уровня) ситуации обсуждения:
-
Отношения между докладчиком и его пациентом в ситуации «там и тогда», относящиеся к
состоявшимся реальным встречам. В этом измерении действуют силы переносов и контрпереносов.
-
Отношения в ситуации «здесь и сейчас», относящиеся к реалиям балинт-группы. При этом
имеются в виду четыре варианта проявляющихся переносов: 1) отношения между докладчиком и
руководителем; 2) отношения между докладчиком и группой; 3) отношения между группой и
руководителем (групповой перенос); 4) отношения между отдельными участниками группы и
руководителем.
-
Отношения, связанные с ситуацией «там и тогда», актуальные для балинт-группы в
ситуации «здесь и сейчас». Именно этот уровень и становится рабочим пространством балинт-группы,
и на нем интерпретируются первоначальные отношения между врачом и пациентом, предъявленные для
анализа.
Как отмечает автор, процессы переноса, протекающие на втором уровне, мешают достичь цели
балинт-группы: осознать бессознательное измерение первого уровня посредством использования
отражающих феноменов третьего измерения. С учетом психоаналитической концепции переноса-
контрпереноса достижение цели возможно только тогда, когда участники балинт-группы научатся
обнаруживать, понимать и интерпретировать свои реакции контрпереноса как ответы на
формирующиеся переносы, т. е. участники балинт-группы смогут контролировать свой контрперенос.
Критериями того, что контроль над контрпереносом установлен, является следующее:
1) исчезают неконтролируемые реакции на ситуацию («горизонтальность отношений») и
2) приобретается умение проверять чувства, обнаруженные в самих себе, на их интенсивность,
содержание и форму («вертикальность персоны»).
После этапов рассказа и анализа следует этап моделирования новых отношений, на котором
учитывается вся информация, полученная на предыдущих этапах. Обычно такие отношения требуют
мужества как от врача, так и от пациента — мужества формировать глубокие, но осознанные
взаимоотношения, основанные не на разыгрывании невротических паттернов, а на доверии и
ответственности. Эффективным результатом работы балинт-группы, по словам Балинта, является
«существенная, хотя и ограниченная перестройка личности». Под этим понимается изменение двух
базовых параметров:
1) снижение тревоги и влияния механизмов психологической защиты (в том виде, в каком они
проявляются в процессе переноса на руководителя, группу и отдельных участников, или в
бессознательном выборе случаев, на которые проецируются собственные бессознательные проблемы) и
2) формирование «психосоциальной компетентности», наиболее важным компонентом которой
служит эмпатия.
Те же принципы действуют и в случае рассмотрения проблем, связанных с отношениями между
высшим и средним медицинским персоналом, техническими работниками, а также медицинскими
работниками и представителями различных социальных институтов. Так, например, совместная работа
в одной балинт-группе опытных врачей и студентов-медиков, медсестер, санитаров, социальных
работников способствует интенсивному обмену опытом как в профессиональном, так и в личном плане
(например, по поводу разрешения проблемы «отцов и детей», внедрения в лечебную практику новых,
современных методик лечения, культурно-этнических особенностей некоторых контингентов больных,
возможностей и несовершенства действующего законодательства и т. п.).
Литература
Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная
психология: Тексты. — М., 1984. — С. 142-161.
ван Вик Ю. Е. Действующие факторы групповой аналитической терапии // Психоаналитический
журнал Харьковского областного психоаналитического общества. - 2001. - ¹ 2. - С. 57-80.
Гринберг Л., Сор Д., де Бьяченди Э. Т. Введение в работы У. Байона: группы //
Психоаналитический журнал Харьковского областного психоаналитического общества. - 2001. - ¹ 2. -
Hosted by uCoz