Navigation bar
  Print document Start Previous page
 126 of 325 
Next page End  

ребенок забастовку или открытое восстание, пытается ли он доминировать через слабость или мстить
через насилие — фактически он совершает одну и ту же ошибку. И действительно, иногда мы
встречаем людей, которые в разное время пробуют разные методы. Но их цель остается неизменной. Им
кажется: "Жить означает быть первым, быть признанным в качестве самого главного, получать все, чего
я хочу", — и до тех пор, пока они будут понимать значение жизни таким образом, любой принятый ими
метод будет ошибочным» (там же, с. 28-29).
Третья ситуация препятствия —
пренебрежение. Ребенок, которым пренебрегали, «никогда не
знал, чем могут быть любовь и сотрудничество: в его понимание жизни не входят эти дружественные
силы. Можно ожидать, что, когда он столкнется с проблемами жизни, то будет переоценивать их
трудность и недооценивать свою способность разрешить их с помощью других и при их добром
отношении. Он столкнулся с тем, что общество холодно к нему, и теперь будет ожидать, что оно всегда
будет холодно. И в особенности он не будет понимать того, что может завоевать любовь и уважение
полезными для других поступками. Он будет подозрительным к другим и неспособным доверять
самому себе. Действительно, нет такого переживания, которое могло бы заменить бескорыстную
любовь. Первая задача матери — дать своему ребенку ощущение, что можно довериться другому
человеку; позже она должна расширить и усилить это чувство доверия, чтобы оно стало включать все
остальное окружение ребенка. Если она не справилась с этой первой задачей — завоевать интерес,
любовь и сотрудничество ребенка, — ему будет очень трудно развить социальный интерес и
товарищеское чувство по отношению к окружающим. У каждого есть способность интересоваться
другими; но эта способность должна упражняться и тренироваться, иначе ее развитие будет подавлено.
Если бы существовал чистый тип пренебрегаемого, ненавидимого или нежеланного ребенка, мы,
вероятно, обнаружили бы, что он совершенно глух к существованию сотрудничества; что он
изолирован, не способен общаться с другими людьми и совершенно несведущ в том, что могло бы
помочь ему жить в сообществе людей. Но, как мы уже видели, в таких обстоятельствах человек погиб
бы. Тот факт, что ребенок пережил период младенчества, — доказательство того, что ему все же
предоставляли какую-то заботу и внимание. Таким образом, мы никогда не имеем дела с чистым типом
пренебрегаемых детей; мы имеем дело с теми, кто получал меньше обычно получаемой детьми заботы
или в чем-то был пренебрегаем, а в чем-то пет. Проще говоря, пренебрегаемый ребенок никогда не
встречал другого человека, которому он мог бы полностью довериться. Очень печальный комментарий
к нашей цивилизации
— то, что многие не справившиеся с жизнью люди были сиротами или
незаконнорожденными и что в целом мы должны относить их к группе пренебрегаемых детей» (там же,
с. 29-30).
Таким образом, три препятствия на пути развития личности, возникшие в детстве, могут
привести к формированию ошибочного стиля жизни в дальнейшем.
Дети с органическими несовершенствами могут потерять уверенность в своих силах и уйти в
себя; избалованные дети, вместо того чтобы решать задачи жизни, будут искать окольных путей
тирании (либо демонстрируя свою слабость, либо проявляя жестокость, либо и то и другое); а
пренебрегаемые дети будут недооценивать свои силы и преувеличивать трудность жизненных задач.
[Комментируя описанные ошибочные жизненные стили, Адлер подчеркивал, что «...гнев точно так же
может быть выражением комплекса недостаточности, как слезы или оправдания... Совсем не
обязательно, что человек с сильным чувством недостаточности окажется покорным, тихим,
стеснительным и безобидным человеком. Чувства недостаточности могут выражать себя тысячей
способов. Попробую проиллюстрировать это анекдотом о трех ребятишках, которые впервые пришли в
зоопарк. Когда они подошли к клетке со львом, один из них спрятался за материнскую юбку и сказал:
"Хочу домой". Второй ребенок побледнел и задрожал, но остался стоять, где стоял, и сказал: "А я ни
капельки не боюсь". Третий, свирепо уставившись на льва, спросил у матери: "Может, мне плюнуть в
него?" Все три ребенка в действительности ощущали свою слабость, но каждый выражал свои чувства
по-своему, в соответствии со своим жизненным стилем» (цит. по: Сидоренко, с. 31).] По мнению
Адлера, любая из неблагоприятных ситуаций детства служит почвой для того, чтобы чувство
недостаточности превратилось в Minderwertigkeitskomplex
термин, который в русскоязычной
психологической литературе обычно переводится как комплекс неполноценности. [Как отмечает Е. В.
Сидоренко, в немецко-русских словарях, изданных до 1907 г., это словосочетание отсутствует. Адлер
создает его из двух немецких слов: Minder, что означает «меньший», «малейший» и Wert, что
переводится как «достоинство», «ценность и цена». Таким образом, употребление этого понятия
индивидуальной психологии наиболее адекватно в тех случаях, когда «речь идет о меньшем
достоинстве, меньшей ценности, более низком качестве, о том, что достоинству, ценности, качеству
Hosted by uCoz