Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 325 
Next page End  

чего-то недостает; но эта недостаточность не является мерилом полного или неполного достоинства,
ценности или качества. Minderwertigkeitskomplex
это комплекс недостаточности, а не
неполноценности» (Сидоренко, с. 13).]
Для превращения чувства недостаточности в «комплекс неполноценности» необходимо
сочетание трех условий:
1) проблемы, вставшей перед человеком;
2) его неподготовленности к ее решению;
3) его убежденности в том, что он не сможет ее решить.
Кроме того, Адлер считал, что на формирование жизненного стиля личности большой отпечаток
накладывает «семейная органическая конституция», заключающаяся в типичных образцах семейного
реагирования. В частности, он указывал на сходство поведенческих стратегий и личностных проблем у
детей, занимающих определенное положение в семье (первенец, самый младший ребенок,
единственный ребенок в семье и т. п.).
Говоря о том, что порядок рождения (позиция) ребенка имеет решающее значение, Адлер
прежде всего подчеркивал аспект восприятия ребенком своей позиции. Поскольку это восприятие часто
носит очень субъективный характер, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться
любые стили жизни.
Согласно этой концепции, позиция единственного ребенка уникальна отсутствием ситуации
конкуренции. Это, вместе с особой чувствительностью к материнской любви и заботе, приводит к
сильнейшему соперничеству с отцом. Кроме того, такой человек слишком долго находится под
контролем матери, поэтому ожидает такой же защиты и заботы от других. Любой опыт вне центра
внимания становится для него травматичным, поэтому главной особенностью его стиля жизни
становятся зависимость и эгоцентризм.
Позиция первенца (старшего ребенка в семье) является наиболее привлекательной до тех пор,
пока он остается единственным ребенком в семье: родители сильнее всего переживают по поводу
появления первого ребенка, дарят ему безграничные любовь и заботу и т. п. При рождении второго
ребенка первенец попадает в травматическую ситуацию «низложенного принца», вынужденного
бороться за внимание родителей. В результате провала этой борьбы (часто — с наказанием за нее со
стороны родителей) первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в
одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Из этого Адлер выводит такие черты
его жизненного стиля, как консерватизм, притязания на лидерство и стремление к власти. Первенца
также часто воспринимают как помощника, делая его хранителем семейных установок и моральных
стандартов.
Позиция второго (среднего) ребенка изначально определяется его старшим братом или
сестрой. Поскольку он вынужден «догонять и обгонять» их достижения, темп его развития оказывается
более высоким, чем у них. Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-то вырвется на
пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах. В результате он
вырастает соперничающим и честолюбивым. Стиль его жизни определяет постоянное желание
доказать, что он «лучше». Из-за этого он может ставить перед собой непомерно высокие цели, что
повышает возможность неудач.
Позиция последнего (самого младшего) ребенка уникальна: он никогда не лишается
родительской любви в связи с рождением другого ребенка, может быть окружен заботой и любовью не
только родителей, но и старших братьев и сестер, часто ему приходится пользоваться их вещами и он
обладает меньшими «правами», чем они. Поэтому последний ребенок испытывает сильные чувства
неполноценности и отсутствия независимости. Это обычно приводит к высокой мотивации
превосходства старших братьев и сестер. [Говоря о «борющемся младшем ребенке», Адлер видел в этом
предпосылку психологического развития революционеров.]
Отметим, что рассмотрение семейной иерархии с точки зрения порядковой позиции описывает
лишь общие психологические тенденции, не учитывающие в полной мере многие факторы. Так,
например, игнорируется положение ребенка с точки зрения его пола. Дети в семьях из двух детей, в
которых возможными конфигурациями являются мальчик-мальчик, девочка-девочка, мальчик-девочка
и девочка-мальчик, могут не обладать сходными характеристиками, если исходить только из их
позиций. В этом отношении интересно, что когда Адлер делал обобщения или давал прогноз, он всегда
любил напоминать своим студентам: «К тому же все может оказаться совершенно иначе».
Идея Gemeinschaftsgefahl, или социального интереса (общественного чувства)
[Данное
понятие также переведено на русский язык не вполне корректно. Можно согласиться с Е. В. Сидоренко
Hosted by uCoz