Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 325 
Next page End  

что с его помощью сознание оберегает себя от возможной перегрузки неприятными или угрожающими
чувствами и переживаниями. Принятие подобного положения привело к введению еще одного
психодинамического понятия —
интрапсихического конфликта,
под которым понимается
противоречивость требований внутри субъекта.
В дальнейшем Фрейд пришел к выводу, что описанный им процесс диссоциации присущ не
только психоневрозам, но имеет место у любого человека в виде оговорок, описок, ошибочных
действий и т. п., чему он посвятил свою работу «Психопатология обыденной жизни».
Мысль об активности процесса диссоциации в разной форме остается основополагающим
положением в работах по психодинамической терапии, хотя в разное время и Фрейд и другие
исследователи выдвигали на первый план различные аспекты содержания диссоциированных и
бессознательных элементов психического.
Проиллюстрируем описанные теоретические построения примером из книги «Исследование
истерии».
Катарина, девушка 18 лет, была родственницей хозяев гостиницы, где Фрейд остановился во
время поездки в горы. Узнав, что он врач, она обратилась к нему за помощью в связи с «болями при
дыхании», которые развивались примерно по следующей схеме: «резь и ощущение давления в глазах —
тяжесть в голове — гул в ушах — головокружение — затрудненное дыхание — тревожность из-за
ощущения, что кто-то стоит за спиной». После длительного опроса Фрейду удалось заставить Катарину
вспомнить, как два года назад она «застукала» своего дядю с кузиной Франциской, когда «он лежал на
ней», и как после этого инцидента она три дня страдала рвотой. Опираясь на эти данные, Фрейд заявил,
что аффект возбуждения, вызванный увиденным, и воспоминания о том, как дядя пытался ее
соблазнить, привели к развитию у этой девственницы «гипноидного» состояния, которое, в свою
очередь, трансформировалось в истерическую симптоматику «отвращения».
Сразу же после выхода книги, весной 1896 г., произошел разрыв Фрейда с Брейером. Он был
связан как с разногласиями по поводу роли сексуальности в этиологии неврозов, так и с возрастающим
влиянием другой дружбы Фрейда — с Вильгельмом Флиссом, немецким отоларингологом, посещавшим
в Вене лекции Фрейда по неврологии. Именно он пробудил интерес Фрейда к проблемам пола, и в
частности бисексуальности и детской сексуальности. Флисс занимался заболеванием носа, которым
страдал Фрейд. Используя свою широкую биологическую эрудицию, он установил тесную связь (в
некотором роде даже структурную) между носом и гениталиями и утверждал, что существуют
«сексуальные периоды» — временные периоды, аналогичные менструальным периодам у женщин, но
исчисляющиеся двадцатью тремя днями, которые определяют такие события личной жизни, как
рождение, болезнь, зачатие, смерть и т. п. Фрейд в письмах или на «маленьких конгрессах» (которые
они проводили в горах или в Берлине) сообщал Флиссу обо всех своих мыслях и экспериментах. При
этом Флисс играл для
него важную роль поверенного или «резонатора» либо, говоря
психоаналитическим языком, явился новым объектом идеализированной фигуры.
Влияние Флисса на Фрейда особенно ярко проявилось в драматической ситуации,
разыгравшейся в связи с теорией соблазнения. Развивая идеи психической травматизации, Фрейд
выдвинул предположение, что истерический невроз и невроз навязчивых состояний являются
следствием сексуального совращения, действительно имевшего место в детстве (преимущественно
раннем) и чаще всего совершенного отцом. Основанием для подобного утверждения послужило
клиническое открытие того, что в ходе лечения пациенты порой вспоминали об опыте сексуального
обольщения — живых сцепах, в которых инициатива принадлежала другому человеку (в большинстве
случаев взрослому), а содержание менялось от простых словесных намеков или жестов до более или
менее явных случаев сексуального совращения, вызывающих испуг, но пассивно претерпеваемых
субъектом.
В упрощенном виде эта теория предполагала, что травма возникает на двух этапах, отделенных
друг от друга периодом полового созревания. Первый этап, или этап соблазнения в собственном смысле
слова, характеризовался Фрейдом как «досексуальное событие» сексуальной жизни, обусловленное
факторами, внешними по отношению к субъекту, который еще не способен испытывать сексуальные
эмоции в связи с отсутствием соматических условий возбуждения и невозможностью освоить этот
опыт. Соответственно момент соблазнения не подвергается вытеснению. Лишь на втором этапе другое
событие (не обязательно имеющее собственно сексуальное значение) ассоциативно вызывает в памяти
первое событие. Из-за прилива эндогенных возбуждений воспоминание подвергается вытеснению.
При активной поддержке Флисса Фрейд уже в более решительной форме объявил о своем
открытии в печати и выступил с лекцией в местном Обществе психиатрии и неврологии. «Эти ослы
Hosted by uCoz