Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 325 
Next page End  

Однако существенным отличием от фрейдовских конструкций является то, что, по мнению
Адлера, жизненный стиль формируется иод влиянием творческих способностей личности
(креативного Я). Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль
жизни, поэтому в конечном счете люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.
Творческие способности отвечают за цель жизни, метод достижения цели, развитие социального
интереса, влияют на психические функции (восприятие, память), проявляются в фантазиях и снах.
Говоря образно, можно сказать, что человек использует наследственность и окружение как
строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектуре этого здания
отражается его собственный стиль. [Адлер состоял в переписке с южноафриканским политиком и
философом Яном Сметсом, основоположником концепции холизма. В своих работах Смете писал о
том, что целостные системы часто обладают свойствами, отсутствующими у их частей, и что
существует тенденция к возрастанию организации, целостности в каждом индивиде. Адлер, сыгравший
важную роль в публикации этих работ в Европе, ввел в свою теорию ряд холистических понятий.]
Жизненный стиль неизбежно проявляется в том, как человек решает три основные проблемы.
1. Профессиональная проблема — «как найти занятие, которое позволило бы выжить при всех
ограничениях земного мира».
2. Проблема сотрудничества и дружбы — «как найти такое место среди людей, чтобы можно
было сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
3. Проблема любви и супружества — «как приспособиться к тому факту, что мы существуем в
двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».
Адлер отмечает, что «решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению
других... Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы
— необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у
них есть... Решая эти три проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение
сути жизни» (цит. по: Сидоренко, с. 51). Хотя Адлер предупреждал, что «мы не рассматриваем людей
как типы, потому что у каждого человека свой, индивидуальный стиль жизни...» (там же), на основании
двух измерений (социального интереса и степени активности) он выделил четыре типа жизненных
стилей, являющихся лишь «концептуальным средством» для лучшего уяснения понятия:
1) социально полезный;
2) управляющий;
3) избегающий;
4) берущий.
Путем анализа вариантов соотношений двух движущих сил развития личности — стремления к
превосходству (СП) и социального интереса (СИ) и их положительных (+) и отрицательных (-) сторон
Е. В. Сидоренко выделила следующие жизненные стили:
СП+
СП-
СИ+
Реальная компенсация
Пустые делатели добрых дел
СИ-
Псевдокомпенсация
Ненужные, никчемные
Реальная компенсация свойственна людям с высоким стремлением к превосходству и
развитым социальным интересом, которые успешно справляются со всеми тремя задачами жизни.
«Представим себе человека, чья любовная жизнь — это интимное и многостороннее взаимодействие,
чья работа приводит к полезным результатам, у кого много друзей, а контакты с другими людьми
обширны и плодотворны. О таком человеке мы можем сказать, что он воспринимает жизнь как
творческую задачу, в которой много возможностей и никаких невосполнимых поражений. Смелость, с
которой он встречает проблемы, передается утверждением: "Жить означает быть заинтересованным в
других людях, быть частью целого, вносить свой вклад в благополучие человечества"» (цит. по:
Сидоренко, с. 53-54). В определенном смысле этот жизненный стиль является идеальным, наверное
поэтому ни в какой из своих работ Адлер не дает ни одного феноменологического описания случаев
реальной компенсации. [Справедливости ради отметим, что Адлер объяснял такое положение вещей:
«Нормальные дети, если такие есть, нас не заботят. Они должны идти своим собственным путем,
потому что мы можем быть уверены, что для развития у себя чувства превосходства они найдут себе
цель на полезной стороне жизни. Их чувство превосходства, именно потому что оно основано на
полезной стороне жизни, не является комплексом превосходства» (цит. по: Сидоренко, с. 54).]
У «ненужных и никчемных» людей не развиты ни стремление к превосходству, ни социальный
Hosted by uCoz