Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 325 
Next page End  

вопросы: «Может, ты боишься сам попробовать это сделать, потому что тебе кажется, что ты не
справишься?» или «Может быть, тебе хочется, чтобы я перестал с тобой разговаривать и просто оставил
тебя в покое?».
И все же самым главным методом исследования личности Адлер считал анализ ранних
воспоминаний. Он писал: «Я бы не стал исследовать личность, не спрашивая о первом воспоминании»
(цит. по: Сидоренко, с. 71).
Исследование ранних воспоминаний
Метод ранних воспоминаний является центральным в практике адлерианской консультации и
психотерапии. Он используется в исследовательских, диагностических и психотерапевтических целях.
Такое исключительное положение метода ранних воспоминаний в системе индивидуальной психологии
объясняется по крайней мере двумя причинами:
1. «В нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения ...это
его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и
тех требований, которые к нему предъявляются» (цит. по: Сидоренко, с. 72-73);
2. «Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает...
Поэтому мы часто обнаруживаем в нем контраст между переживавшимся тогда состоянием слабости и
неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считает идеальными для себя» (там
же).
Адлер писал, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку,
представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему:
"Вот чего ты должен ожидать", или: "Вот чего ты должен избегать", или: "Вот что такое жизнь".
И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это
переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения,
которое придается жизни. Каждое воспоминание — это напоминание» (там же). Кроме того,
«воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни
меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому
интерпретировать те случаи, которые он помнит» (там же).
Методика ранних воспоминаний обладает рядом как преимуществ, так и недостатков. К ее
преимуществам относится следующее:
1. «Люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание —
ведь это "просто факты", и значение их не осознается. Едва ли кто-нибудь понимает свое раннее
воспоминание... Таким образом, через ранние воспоминания люди признаются в своих жизненных
целях, в своем отношении к окружающим и своем взгляде на мир нейтральным и не затруднительным
для себя образом» (там же).
2. «Для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает
первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить, и даже является ли оно
вообще воспоминанием реального события. Воспоминания важны только в той мере, в какой они за
таковые принимаются: их значение — в их интерпретации и в их способности переносить что-то в
настоящую и будущую жизнь...» (там же).
3. Компактность и простота метода позволяют использовать его для групповых исследований.
4. Очень важен тот факт, что, как отмечает Е. В Сидоренко, метод ранних воспоминаний
отвечает требованиям объективного исследования личности. [«Объективный тест — это методика
получения индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор
стимулов или их последовательность при условии, что испытуемый: а) либо не знает истинного
значения своей реакции; б) либо лишен всякой возможности изменять свою реакцию в желаемом для
себя направлении» /20/]
К ограничениям методики ранних воспоминаний относится то, что «иногда люди не дают ответа
или заверяют, что они не знают, какое событие было первым; но это само по себе уже их раскрывает.
Мы можем догадаться, что они не хотят обсуждать свои фундаментальные значения и не готовы к
сотрудничеству» (цит. по: Сидоренко, с. 74).
На желание и способность пациента воспроизвести какое-либо раннее воспоминание могут
отрицательно влиять самые разнообразные факторы, в частности травмирующие события детства
(например, инцест), изменение жизненного стиля, к которому не подходит никакое действительное
воспоминание, мозговые нарушения и неврологические расстройства либо просто недостаточное
Hosted by uCoz