Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 325 
Next page End  

- Отсутствие фигуры отца в материале ранних воспоминаний никак не анализируется.
в. Братья и сестры
- Присутствие их фигур может говорить о:
-- детронизации в связи с их рождением;
-- соперничестве с ними;
-- несамостоятельности и зависимости от них;
-- развитии социального чувства и сотрудничества (возможно и неудачного).
г. Двоюродные братья и сестры
- Присутствие их фигур свидетельствует:
-- о расширении поля социального действия индивида, распространении его за пределы
собственной семьи;
-- в случае, если они противоположного пола, о трудностях в полоролевом взаимодействии.
д. Бабушки, дедушки и другие родственники
- Присутствие их фигур может означать:
-- что они баловали ребенка и «испортили» его;
-- в случае, если они упоминаются в дружественной атмосфере наряду с другими близкими
родственниками, что у индивида произошло исключение остальных людей и, следовательно, его
недостаточную социальную адаптацию.
е. Посторонние люди: гости, друзья, соседи и др.
- Присутствие фигур посторонних людей позволяет предположить, что:
-- ребенок осознавал себя как часть общества, распространяя свой интерес на других людей и
сотрудничая с ними;
-- посторонние люди воспринимались как опасность;
-- ребенок был несамостоятелен и боялся оставаться один.
2. Тип события
а.
Опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания. Воспоминания о них
«раскрывают преувеличенную тенденцию сосредоточиваться преимущественно на враждебной стороне
жизни» (Сидоренко, с. 99).
б.
Болезни и смерть. Согласно наблюдениям Адлера, «воспоминания о болезни и смерти
отражают страх перед ними и стремление подготовиться к ним, став врачом, медсестрой и т. п.»
(Сидоренко, с. 101) [Интересно, что сам Адлер в 5 лет заболел настолько тяжелым воспалением легких,
что семейный врач посчитал его уже неизлечимым. Его жизнь спас другой врач, после чего Адлер
принял решение в будущем стать врачом.]. По его мнению, картины смерти имеют тенденцию
оказывать неизгладимое воздействие на душу ребенка. «Когда дети видят внезапную и скоропостижную
смерть человека, это оказывает очень значительное влияние на их души. Иногда такие дети начинают
болезненно интересоваться смертью... Иногда, не развивая в себе болезненного страха смерти, они тем
не менее посвящают всю свою жизнь проблеме смерти и начинают вести профессиональную борьбу
против болезни и смерти, становясь врачами или фармацевтами» (там же).
в. Проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.
«Воспоминания о проступках,
кражах и сексуальных опытах, если они совершались как нечто привычное, указывают на огромное
усилие избегать их в дальнейшем» (там же).
г. Новые жизненные ситуации.
3. Способ восприятия ситуации субъектом
а. Преобладающий вид чувствительности. «У ребенка, который страдал от трудностей со
зрением и который научил себя смотреть более тщательно, мы обнаружим склонность к зрительным
запечатлениям. Его воспоминания будут начинаться со слов "Я увидел вокруг себя" или с описания
предметов различного цвета и формы. Ребенок, у которого были трудности с движением и который
хотел ходить, бегать или прыгать, выкажет эти интересы... События, запоминаемые из детства, должны
быть очень близкими к основному интересу индивидуума; а если мы знаем его главный интерес, то мы
знаем его цель и стиль жизни» (цит. по: Сидоренко, с. 102).
б. Ощущение принадлежности. Зависит от того, какое именно местоимение «Я» или «Мы» (и,
соответственно, «Я-ситуация» или «Мы-ситуация») употребляется пациентом в продукции ранних
воспоминаний. Использование местоимения «Мы» может свидетельствовать о большем развитии
социального чувства и сотрудничества. Но следует обращать внимание на то, какова смысловая
нагрузка этого «Мы»: в понятие «Мы» может входить узкий круг лиц, например, только членов семьи,
или «Мы» распространяет свои границы на большую группу людей.
Hosted by uCoz