Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 325 
Next page End  

Техника негативной практики [В логотерапии В. Франкла она также известна под названием
«парадоксальная интенция».]
основывается на положении о том, что симптом «включен» в
своеобразный невротический круг подкрепления за счет постоянного повторения, которое, в свою
очередь, обеспечивается эффектом «розового слона»: чем больше пациент пытается бороться с
симптомом, тем больше он мысленно воспроизводит его. Поэтому пациенту предлагается усиливать
симптом, идя «от противного». Например, при навязчивом дрожании рук в момент беседы со
значимыми людьми или публичных выступлений пациенту предлагается разыграть эту ситуацию в
кабинете психотерапевта, стараясь как можно больше усилить симптоматику и показать ее в
максимальном проявлении. Зачастую, после нескольких таких проб, симптоматика теряет свой
патогенный смысл и постепенно исчезает.
Первоначально адлерианская психотерапия проводилась как индивидуальная, и до сих пор
многие адлерианцы считают индивидуальную психотерапию предпочтительным лечением. Однако в
рамках адлерианской психотерапии были созданы и групповые формы работы.
Так, Р. Дрейкурс, Г. Мосак и Б. Шульман ввели множественную психотерапию (multiple
psychotherapy), в ходе которой несколько терапевтов лечат одного пациента. Такая форма дает
возможность постоянного консультирования между психотерапевтами, минимизирует реакции
контрпереноса, предотвращает эмоциональную привязанность пациента к избранному терапевту.
Пациент может выигрывать даже от наблюдения несогласия между терапевтами, понимая, что
несогласие тоже может быть здоровым. Кроме того, множественная терапия создает атмосферу, которая
облегчает обучение; пациент может взаимодействовать с двумя различными личностями,
придерживающимися разных подходов; предложение новой точки зрения способствуют избежанию
терапевтических тупиков, тем самым сокращая курс терапии; пациенты могут видеть себя более
объективно, поскольку являются и участниками, и наблюдателями; в том случае, если пациент и
психотерапевт «не поладят друг с другом», пациент не становится терапевтической «катастрофой», а
просто передается другому терапевту. Множественная терапия служит примером демократичного
социального взаимодействия и поэтому представляет собой ценный урок для пациента. Дополнительное
преимущество этого метода — в использовании его для обучения психотерапевтов: супервизоры
участвуют в процессе психотерапии вместе с кандидатами, наблюдают их интервенции, обеспечивают
их безопасность, оказывают поддержку и могут комментировать наблюдаемое поведение.
В середине 1920-х гг. Дрейкурс инициировал использование групповой терапии в частной
практике, что было естественным развитием адлерианской аксиомы, гласящей: проблемы людей всегда
являются социальными проблемами. Сегодня некоторые адлерианцы считают групповую терапию
предпочтительным методом с практической стороны, другие используют ее как предваряющую
индивидуальную работу или для того, чтобы ослабить интенсивность индивидуальной психотерапии.
Ряд психотерапевтов комбинируют индивидуальную и групповую терапию, другие считают группу
вспомогательным средством при решении определенных проблем или при работе с определенными
группами. Одной из ветвей группового лечения является создание психотерапевтических социальных
клубов при психиатрических клиниках.
Литература
Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
Виттельс Ф. Фрейд: Его личность, учение и школа. Л., 1991.
Дрейкус-Фергюссон Е. Введение в теорию Альфреда Адлера. Минск, 1995.
Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка: Книга для родителей. М., 1986.
Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., 2000.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2003.
Allers Ch. Т., White J., Hornbuckle D. Early recollections: Detecting Depression in the Elderly //
Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice. - 1990. - Vol. 46. - ¹ 1.
Ansbacher H.L., Ansbacher R. The individual psychology of Alfred Adler. New York, 1964.
Bottome Ph. Alfred Adler: A portrait from life. New York, 1957.
Crandall J. E. Theory and Measurement of Social interest (Empirical Test of Alfred Adler's concepts).
New York, 1981.
Heyer
L., Marilyn G. W., Boudewyns
P. A. Early Recollections of Vietnam Veterans with PTSD //
Hosted by uCoz