Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 325 
Next page End  

зрения скрытое содержание — это желание, которое исполняется во сне в галлюцинаторной форме,
причем необходимость его перевода в явное содержание диктуется двумя факторами: 1)
физиологическими условиями сна, которые делают сновидение в основном визуальным, а не
вербальным процессом, и 2) тем, что желание неприемлемо для бодрствующего Эго. Характеризуя
второй фактор, Фрейд вводит понятие цензора (цензуры) — психической инстанции запрета,
ответственной за недопущение в предсознание и сознание бессознательных желаний и возникших на их
основе образований и соответственно деформацию сновидений. Таким образом, функция сновидений
заключается в сохранении сна путем представления бессознательных желаний как исполненных.
Кошмары и тревожные сны составляют неудачи в работе сновидений, а травматические сновидения
(в которых просто повторяется пережитая травма) являются исключением из теории.
Фрейд утверждал, что материалом сновидений выступают телесные раздражения (например,
голод, жажда и т. п.), остатки дневных впечатлений (события предыдущего дня, прямо или
ассоциативно связанные с бессознательными желаниями, исполняемыми во сне) и давние
воспоминания. Механизмами работы сновидений (как и формирования симптомов) являются
конденсация, смещение, драматизация, символизация, интерпретация.
Конденсация (сгущение) процесс, посредством которого два (или более) образа
объединяются (или могут быть объединены) так, чтобы образовать составной образ, наделенный
смыслом и энергией, полученными от обоих. Он может осуществляться по-разному: иногда из
множества элементов сновидений сохраняется лишь один элемент (тема, персонаж и т. п.),
многократно встречающийся в различных скрытых содержаниях («ядро»); иногда различные элементы
складываются во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж, составленный из черт
разных людей); иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и
усилению общих черт.
Смещение процесс, посредством которого энергия перемещается с одного образа на другой.
Так, например, в сновидениях один образ может символизировать другой.
Драматизация (учет образности) процесс отбора и преобразования сновидных мыслей в
образы, прежде всего зрительные. Так, например, абстрактное понятие «унижение» может быть образно
представлено как уменьшение в размерах или падение на нижнюю ступень лестницы.
Символизация процесс косвенного, образного представления бессознательного желания или
конфликта за счет использования устойчивых отношений между символом и символизируемым
бессознательным содержанием, наблюдаемых не только у отдельного человека, но и в самых различных
областях (миф, религия, фольклор, язык и т. п.). Считается, что в сновидениях детей этот механизм
используется реже, чем у взрослых, поскольку детские желания искажаются меньше или не искажаются
совсем. Хотя психоанализ открыл множество символов, общая область символизируемого весьма
ограниченна: тело, родители и кровные родственники, рождение, смерть, нагота и особенно
сексуальность (половые органы, сексуальный акт и т. п.).
Интерпретация (вторичная обработка) процесс переделки сновидения с целью представить
его в виде более или менее связного сценария. Этот процесс вступает в действие при обработке
продуктов, полученных в результате действия других механизмов, и осуществляется главным образом в
состоянии, близком к бодрствованию, особенно когда пациент рассказывает о своем сновидении.
Зачастую вторичная обработка использует уже сложившиеся сновидения.
Все эти процессы Фрейд назвал первичными процессами, противопоставив их вторичным
процессам. В первичных процессах энергия свободно перемещается, при этом игнорируются законы
пространства и времени, они управляются принципом удовольствия — т. е. принципом уменьшения
неудовольствия от инстинктивного напряжения путем галлюцинаторного исполнения желания. Идея
принципа удовольствия (первоначально представленного как принцип неудовольствия) основывалась
на уже знакомой нам гипотезе принципа постоянства возбуждения (гомеостаза), согласно которой
«психический аппарат стремится поддерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно
более низком уровне и устойчивом уровне» (Лапланш, Понталис, с. 364). Вторичные процессы
подчиняются правилам формальной логики, используют связанную энергию и управляются принципом
реальности принципом уменьшения неудовольствия от инстинктивного напряжения путем
адаптивного поведения.
Фрейд расценивал первичные процессы как филогенетически и онтогенетически более ранние по
сравнению с вторичными (с этим связана и терминология) и считал их неотъемлемым свойством
слабую адаптивность. По его мнению, все развитие Эго вторично по отношению к вытеснению
первичных процессов. Вторичные процессы развивались наравне и одновременно с Эго и с адаптацией
Hosted by uCoz