Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 325 
Next page End  

первых 3 недель лечения в течение 24 часов в сутки.
Вместе с тем пациент сопротивляется «вхождению» в ситуацию первопричины, что может
проявляться и в нежелании глубоко дышать (тем самым он сдерживает высвобождение своих чувств), и
в отношении к терапевтическому процессу и инструкциям терапевта как к чему-то несерьезному. Для
углубления дыхания можно надавить пациенту на живот. Здесь важно подчеркнуть, что форсирование
дыхания возможно только тогда, когда пациент готов к переживанию глубоких чувств, а не ранее. [В
этом пункте имеются расхождения с техниками телесно-ориентированной терапии В. Райха и А.
Лоуэна.]
Перед тем как выявить, осознать и пережить главные сцены первопричины, у пациента могут
обостриться или появиться психосоматические симптомы: боли в спине, парапарезы, давление на плечи
и грудную клетку, головная боль и т. п. Янов пишет: «Если чувства первопричины заблокированы, боль,
вероятно, в поисках выхода в первую очередь нападает на различные органы или системы
человеческого тела» (Янов, 2000, с. 225). Физическая боль представляет собой проявление
первопричины при заблокированных чувствах. Такая боль носит символический характер: парапарез —
символ беспомощности, головная боль — ярости, давление на плечи — тяжелой жизненной ноши,
напряженные руки — неудовлетворенное желание ударить деспотичного отца и т. п.
Начиная со второй или третьей недели первичной терапии пациенты начинают сталкиваться со
сценами первопричины. Возможны разные варианты вхождения пациентов в главные сцены
первопричины:
1) кинестетический вход — физические ощущения, непонятные пациенту, трансформируются в
воспоминания и сопровождающие их переживания;
2) визуальный вход — восстановление визуальных подробностей некоторой ситуации
открывает пациента к чувствам, а те, в свою очередь, открывают сцену первопричины;
3) аудиальный вход — пациенту необходимо говорить, чтобы вспомнить сцену первопричины и
начать чувствовать.
Кроме того, Янов описывает два временных варианта входа в сцены первопричины: 1)
моментальный вариант, когда пациент сразу восстанавливает основную психотравму, и 2) постепенный,
растянутый во времени вариант (это случается чаще), когда для восстановления сцены первопричины
требуется значительное время (возможно, несколько месяцев). Выбор варианта, по которому пойдет
пациент, зависит от возраста, в котором случилась главная первопричина, от глубины боли, от силы
защитной системы и от типа используемых защит.
Янов выделил признаки, свидетельствующие о том, что пациент переживает первопричину:
1) своеобразие лексики и манеры разговора — пациент разговаривает, как ребенок;
2) потеря ощущения времени. Например, пациент говорит: «Мне кажется, что с начала
сегодняшнего сеанса прошло много лет»;
3) пациент полностью захвачен сценой первопричины: хотя пациенты могут выйти из этого
состояния в любое время, они настолько захвачены этой сценой, что не хотят из нее выходить.
При переживании сцен первопричины пациент издает крик. Первичные крики, однако, являются
только наиболее драматическим высвобождением болезненных воспоминаний. К сожалению, вся боль
не высвобождается сразу.
Как отмечает Янов, подлинность крика первопричины можно установить безошибочно.
Первичный крик характеризуется глубиной и непроизвольностью.
Создается впечатление, что пациент кричит не сам, а что-то или кто-то кричит в нем. Такой крик
пронизывает все существо пациента и сопровождается дрожью, движениями тела и т. п. Это может быть
крик-гнев, крик-боль, крик-плач и т. д. Помимо крика в ситуации переживания первопричины могут
появиться и другие реакции: рыдание, стон, метания, плач, удары ногой, проклятия и др. Могут быть и
выражения чувств к родителям, например: «Папочка, не бей меня!», или «Мамочка, мне страшно!». Это
то чувство, которое не было высказано в детстве из-за табуированности.
Существуют признаки, свидетельствующие о том, что пациент пережил сцену первопричины:
1) ощущение опустошенности у пациента;
2) проявление зрелости — не просто возвращение к былому тембру и манере разговора, а
появление более низкого и выразительного голоса;
3) пациент открывает глаза и моргает, словно возвращается в реальность из «сна» прошлых
переживаний;
4) глубина происшедших психологических и соматических изменений — повышение
настроения, снижение напряжения и тревоги, падение кровяного давления у гипертоников, изменение
Hosted by uCoz