Navigation bar
  Print document Start Previous page
 184 of 325 
Next page End  

Как закономерности движения планеты остаются непонятными, если наблюдать ее отдельно от
других светил, так и жизнь человека непонятна, если не видеть его связей с другими людьми. Создателя
психодрамы Морено вдохновляла идея рассмотрения человека в его связях с окружающими, миром,
космосом. Территория психодрамы — «семья, группа, мир, Вселенная — то место, где личность
проявляет себя в данный момент» (Келлерман, с. 141).
Именно масштабность видения человека и задач, которые он решает в жизни, выбор
действенных культурных метафор и определяет эффективность этого направления психотерапии.
Генезис невроза
Теорию психических нарушений Морено строил с разных позиций, часто в непересекающихся
плоскостях анализа, что затрудняет построение единой картины. Поэтому современные
психодраматисты все еще активно прорабатывают теорию психопатологии, обращаясь при этом к
другим теоретическим школам. Мы рассмотрим генезис невроза, используя понятия Морено: ролевые
категории, ролевой конфликт, ролевая дистанция и социальный атом.
Причиной невротического развития личности Морено считал нарушения ролевого развития. Они
могут быть обусловлены наследственностью, отсутствием внутренней безопасности, внешними
условиями. В качестве внешних условий Морено рассматривал экономические, общественные факторы,
плохое здоровье, межличностные отношения. Нельзя не заметить, что все эти предпосылки
принадлежат разным системам и уровням функционирования личности. Они описаны слишком
произвольно, чтобы быть продуктивными для диагностической и коррекционной работы, их
рассмотрение несущественно для выбора психотерапевтических средств.
Достаточное внимание Морено уделил лишь влиянию фактора межличностных отношений на
психическое развитие личности. С его точки зрения, характер нарушений можно понять, анализируя
систему отношений человека с миром. Именно особенности социоэмоциональной сферы определяют
симптоматику психического заболевания, качественные характеристики его протекания.
С точки зрения структуры межличностных отношений у человека могут быть обнаружены
несоответствие между реальным и желаемым кругом людей, входящих в социальный атом, слишком
закрытый атом, застывший, деформировавшийся из-за смерти, недоразвитый атом (социодинамический
эффект) и т. п.
Другое важное понятие, которым пользуется Морено, — роль. Ребенок рождается с
потребностью действовать, играть роли. Это свойство Морено назвал акциональным голодом. Оно
характерно для здоровой личности. Действия невротика блокируются страхом, он не способен
осваивать и принимать на себя роли. Деформация социальных связей, изменение ролевого поведения,
когда старые роли отмирают, а новые не осваиваются, ролевой конфликт приводят к тому, что ролевое
поведение становится негибким, находится в застое. Патологическое развитие связано с нарушениями в
процессе освоения ролей, застыванием на одном или регрессией к более низкому уровню ролевого
функционирования. Следует отличать понятие регрессии у Морено от традиционной
психоаналитической трактовки. Возвращение на более ранние ступени психологического развития он
связывает не с сексуальной сферой, а с ролевым развитием и определяет через возвращение к другой
ролевой категории.
Морено выделяет четыре категории, соответствующие разным ролевым уровням: соматические,
психологические, социальные и трансцендентальные роли. Они соответствуют разным реальностям, в
которых живет и функционирует человек. Использование соматических ролей связано с поддержанием
жизнедеятельности организма (например, половая роль). Социальные роли определяются способом
взаимодействия человека с социальной реальностью, его статусом (например, муж). В
психологической роли отражается способ переживания человеком действительности. Она определяет
характер исполнения соматических и социальных ролей. Ответственный отец, заботящийся о
благополучии семьи, — психологическая роль.
Но человеческое существование не исчерпывается жизнью в социальной реальности, хотя эта
система и задает характеристики процесса социализации: способ освоения умений и навыков,
характеристики межличностных контактов, особенности включения в деятельность. Она представляет
поверхностный слой личности, не отражающий всех особенностей процесса ее развития. Человек в его
космическом измерении не сводится к ячейке в социальной структуре, а его бытие не определяется
функционированием в социальной и психологической роли. Для фиксации этого феномена Морено
Hosted by uCoz