Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 325 
Next page End  

Сверхреальность
Психодрама позволяет играть возможностями, в ней создается то, что психодраматисты
называют «сверхреальностью», делая акцент все же на реальности. В каком-то смысле психодрама
реальнее жизни, ведь в ней присутствует Встреча (это тоже устоявшийся психодраматический термин),
Событие (в смысле Co-бытия с людьми, с миром), в то время как жизнь невротика может быть лишь
чередой ситуаций. В психодраме участники не просто воспроизводят чувства, но вносят новые
элементы в поведение, переживания, создавая новую интеграцию. Клиент актуализирует наличные и
осваивает новые поведенческие образцы, расшатывает стереотипы, вызывает к жизни реальные и
существующие в фантазии роли. Участник группы не просто воспроизводит ситуации, а активно
действует со своей личной историей, творя новую субъективную реальность. Ощущение, что любое
событие можно «переиграть», само по себе несет терапевтический эффект и открывает путь к развитию
спонтанности и креативности.
Средства психодрамы и уровни личностных изменений
Изменения в процессе жизненного пути могут происходить на разных уровнях. Смена установок,
убеждений происходит преимущественно на когнитивном уровне с использованием внушения,
убеждения. Личностные проблемы захватывают более глубинные и генетически более ранние пласты,
где в непосредственной связи представлены мысль, ощущение, переживание, действие. Морено считал,
что для актуализации чувств необходимо действие. Исполнение роли в «предполагаемых
обстоятельствах» создает реальную канву, в которой могут проявиться чувства. Поэтому основным
способом работы в психодраме является психодраматическое действие. Клиент включается в действие,
ощущает и осуществляет его динамику. Формы выражения переживания в психодраме многообразны и
принадлежат разным «языкам» (слово, образ, движение), что позволяет наиболее полно использовать их
для преобразования эмоционального опыта.
Катарсис, инсайт, научение
Способ влияния на клиента в психодраме основан на использовании широкого диапазона
средств, в основе которых лежит эффект катарсиса, инсайта и научения. Проигрывая ситуации
прошлого травматического опыта, клиент заново переживает их, осознает свои потребности и
интегрирует эмоциональный опыт. Катарсис достигается, когда сдерживаемые, но стремящиеся выйти
наружу эмоции находят свое выражение. Г. Лейтс описывает его как «потрясение и прорыв застывших
чувств, означающий вместе с тем потрясение и прорыв затвердевших структур» (Лейтс, с. 256).
Эмоциональное переживание сопровождается, как правило, новым пониманием проблемы —
достигается инсайт. В отличие от психоаналитического инсайта, психодраматисты стремятся к инсайту-
в-действии, при котором воспоминание о подавленном переживании, понимание источника конфликта
приходит во время проигрывания. Интерпретация психоаналитика заменяется действенной
интерпретацией. Например, протагонист — молодая женщина — разыгрывала сцену встречи со
страхом. Для роли страха она выбрала женщину и накрыла ее темным платком. Когда страх стал
говорить: «Ты ни на что не способна, я всегда буду властвовать», — ко-терапевт подошел к
протагонисту и как «внутренний голос» сказал: «Не смей мне так говорить, мама». Протагонист
достигла катарсиса и инсайта по проблеме.
В ходе сессий участники психодрамы углубляют самопонимание не только через переживание
инсайта, но и через систематическое исследование собственных смыслов и отношений.
Еще один важный фактор изменений — выработка новых способов реагирования, основанная на
расширении ролевого репертуара. Эффект научения складывается из двух составляющих. Во-первых,
человек апробирует себя в новых ролях, расширяет ролевой репертуар, чем достигает лучшего
самопонимания и понимания других. Во-вторых, как ни парадоксально это звучит, человек научается
спонтанности. Маска роли в психодраме не только не ограничивает свободы самовыражения, но и
позволяет расстаться с другими масками (защитной броней) и действовать спонтанно.
Позиция терапевта
Hosted by uCoz