Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 325 
Next page End  

В психодраме найдены своеобразные методические средства для решения проблемы ведения и
ориентации клиента терапевтом. С одной стороны, ведущий управляет психодрамой и тем самым
влияет на процесс и результат терапии. С другой стороны, клиент свободен в выборе своих действий,
степени самораскрытия, в получении нового опыта.
Один из ведущих современных теоретиков психодрамы П. Ф. Келлерман обобщил основные
терапевтические факторы в семь категорий.
1. Искусство терапевта (компетентность, личность).
2. Эмоциональное отреагирование (катарсис).
3. Инсайт (самопонимание, знание себя, интеграция, реконструкция восприятия).
4. Межличностные отношения (встреча, «теле», исследование переносов).
5. Поведенческое научение и научение действием (отыгрывание в действии, обучение новому
поведению).
6. Имитационное моделирование воображаемого (поведение «как будто», игра, символизация).
7. Неспецифические терапевтические факторы (внушение).
Участники психодрамы
Протагонист
— главный герой психодрамы. Он предлагает ситуацию для разыгрывания, ее
постановку, и сам играет. Действуя в ней, а затем участвуя в обсуждении, он приобретает более полное
видение ситуации, себя и других людей, формирует новые поведенческие образцы.
Вспомогательное Я
— это члены группы, которых протагонист выбирает для изображения
отсутствующих участников разыгрываемой сцепы. Вспомогательное Я может получить роль реального
лица, но может играть и образ из сновидения, субличность, часть тела, вещь, идею — все то, что
представляет мир протагониста в чувственной ткани, делает его конкретным и ощутимым. Автору
приходилось, например, играть многочисленные роли матерей, отцов, детей, друзей, недругов,
любимых, ненавидимых, а кроме того — роль Духа музыки, Прибалтики, Памятника, Стены, Влечения
и многого другого. Вспомогательное Я помогает протагонисту прояснить связи в его социальном атоме.
В этой роли он внимательно прислушивается к пояснениям протагониста, корректирует свою игру в
соответствии с его замечаниями. Если действия Вспомогательного Я не соответствуют образу
прототипа, который сложился у протагониста, тот прерывает сцену и на время происходит обмен
ролями для уточнения роли. Действия всех участников подчинены главному герою игры, его
восприятию прототипа, а не некой условной объективности. Вспомогательное Я представляет что-то
или кого-то во внутреннем мире протагониста и в этом смысле является его продолжением. Тому, кто
играет, немаловажно также почувствовать сопереживание Вспомогательного Я и желание помочь.
Люди в этой роли должны быть чуткими к указаниям психотерапевта. Но Вспомогательное Я —
не марионетка, приводимая в действие протагонистом или терапевтом. У него есть собственное
понимание, чувствование проблемы, которое он вносит в игру. Это понимание не является артефактом,
оно обогащает реальность протагониста и задает ему другие аспекты рассмотрения ситуации.
Некоторые черты роли гиперболизируются сензитивным Вспомогательным Я для того, чтобы достичь
сознания протагониста.
Нередки ситуации, когда роль находит отклик в опыте Вспомогательного Я. Это одна из причин,
по которым им удается играть достаточно правдоподобно. В ходе психодрамы Вспомогательное Я
может испытать сильные эмоции и даже достичь катарсиса. В результате обсуждения игры этот
участник проясняет и свои проблемы. Например, часто человек, выбранный на роль младшего брата в
«семейной сцене», действительно является младшим ребенком в семье. Таким образом, трансферентные
реакции протагониста направляются не только на психотерапевта, но и распределяются на других
членов группы. Трансферентно-контртрансферентные реакции становятся терапевтическим фактором и
для протагониста, и для Вспомогательного Я, и для остальных членов группы, которые
идентифицируются с участниками психодраматического действия.
Ведущий психодрамы терапевт. Он несет ответственность за организацию сеанса, управляет
им, выбирает подходящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и включенность
участников. Психодраматист (или директор психодрамы) выполняет четыре функции: аналитика,
режиссера, терапевта и ведущего группы. В роли аналитика ведущий концентрируется на
исследовательской функции. Он наблюдает за вербальными и невербальными проявлениями членов
группы, соотносит их, отыскивает ключи, старается понять смысл переживаний. На основе обобщения
Hosted by uCoz