Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 325 
Next page End  

разыграть сцену обсуждения этого сеанса с кем-либо из группы или обратиться к кому-либо, имеющему
сходные проблемы.
Третья фаза подразделяется на две части — идентификация и ролевая обратная связь. Первая
часть — идентификация — позволяет высказать чувства и отношения, которые вызваны игрой и
знакомы участникам психодрамы из прошлого опыта. Клиентка О. рассказала группе о том, что
случайные обстоятельства разлучили ее с любимым человеком и восемь лет она не может его забыть:
«Я ни с кем не могу быть близка так, как с ним. Я не могу представить рядом с собой кого-то другого».
В ходе разыгрывания она осознала, что за эти годы и с любимым человеком, и с ней произошли
изменения. Во время обсуждения протагонист почувствовала, что «его образ перестал ее держать».
Сеанс вызвал глубокие переживания у всех участников психодрамы. Один член группы поделился
своей печалью от потери любимой девушки. Другая участница в процессе игры вспомнила о своем
друге, который рано ушел из жизни. Третий член группы сказал, что счастливо живет с женой, но
любит в ней не ее, какова она сейчас, а девушку, которой она была много лет назад. Обсуждение
открыло новые горизонты в исследовании отношений, которые не меняются. Оно задало тему и
послужило отправной точкой для формулировки проблемы другим протагонистом.
Во второй части участники психодрамы описывают чувства, которые у них возникли в роли (в
том числе и в роли протагониста). Благодаря ей протагонист более полно осознает свои чувства и
потребности, а также чувства других людей. Он начинает яснее видеть содержание своих жизненных
ролей, ролевые фиксации. Ведущий направляет усилия на то, чтобы участники говорили о чувствах, не
подменяя их интерпретациями, оценками, советами. Слушая подобные высказывания, протагонист
может почувствовать себя подавленным, неумным, слабым. Речь должна идти о конкретной
разыгрываемой ситуации, не допускаются обобщенные характеристики, рассуждения о мотивах и
мотивировках. Они легко разбиваются о броню защит и не принимаются протагонистом.
Сопротивление протагониста в ходе обсуждения является следствием недоработок на второй фазе и
указывает на необходимость к ней вернуться.
На завершающей фазе протагонист приобретает душевное равновесие и уверенность в своей
способности решать проблемы. В конце обсуждения протагонист высказывается о своих переживаниях.
Морено предлагал четвертую фазу — фазу анализа в качестве дополнения к фазе выражения
чувств. В ее ходе анализируется точность в исполнении роли, особенности поведения в разных ролях,
обсуждается значение предложенных интерпретаций и выводы. На ней может возникнуть тема
групповой динамики. Однако Морено не описывал эту фазу, поэтому зафиксировалась процедура,
состоящая из трех фаз. Среди его последователей также существует мнение, что четвертую и третью
фазу следует поменять местами. Тогда динамика процесса обсуждения нарастает: от выражения чувств
в роли участники переходят к описанию своих переживаний, идентифицируются с действующими
лицами и выражают свои переживания в отношении разыгранного конфликта.
В конце напряженного сеанса группа выражает сопереживание протагонисту в глубоких
идентификациях или даже в молчании. Эта функция психодрамы определяется как шеринг. Шеринг
дает возможность плавно вернуться в реальность после болезненных переживаний. Участники
психодрамы чувствуют внутреннее единство, взаимосвязь и взаимозависимость. На шеринге возможен
выход человека в трансцендентальное измерение. Таким образом, глубоко страдающий человек может
получить опыт полного принятия.
Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика
Продолжительность сеанса в психодраме варьируется от 20 минут до нескольких часов, но, как
правило, он длится около 3 часов. Длительность первой фазы составляет приблизительно 15% времени
всего сеанса, второй фазы — 65%, третьей — 20%. Однако особенности протекания
психодраматического действия вносят свои коррективы и несколько уводят пропорции от средних
норм. Отклонения определяются особенностями проблемы, степенью вовлеченности участников, их
спонтанностью, креативностью, характеристиками групповой динамики, этапом терапии и другими
факторами.
Психотерапия проходит в несколько сессий, количество которых варьируется в зависимости от
многообразных факторов, как организационных, так и содержательных: тематики группы, состава
участников, открытости-закрытости группы и т. п. Достаточно распространенной является практика
шестидесятичасовой группы с однодневными сессиями дважды в месяц. Данная продолжительность и
Hosted by uCoz