Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 325 
Next page End  

«двойник» располагается сзади и немного в стороне. Вначале он старается стать как бы тенью
протагониста и через движения, через манеру говорить вживается в его состояние. Получая обратную
связь от прототипа и руководствуясь ею, Вспомогательное Я корректирует свое поведение. Затем
«двойник» углубляет свое понимание и выражает содержание, которое не высказывается
протагонистом. Тот может принять предложенную версию, проигнорировать ее, не согласиться в
спокойной манере или выразить несогласие бурными эмоциональными реакциями. Тогда группа
подключается для обсуждения поведения «двойника».
Исполнение этой роли требует умения вчувствоваться в состояние другого человека.
Вспомогательное Я является как бы продолжением протагониста, помогая ему выразить и осознать свои
чувства. Переживания протагониста бессознательно ассоциируются с ранним опытом, когда близкие
помогали ребенку понять и удовлетворить его потребности. Дополнительный эффект использования
этой техники состоит в том, что человек актуально переживает поддержку и понимание другого
человека.
Способы применения техники варьируются от варианта, когда исполнитель этой роли полностью
повторяет поведение протагониста, до варианта, когда он развивает собственное понимание на основе
данных протагонистом ключей, как бы интерпретирует их. Но эта интерпретация основана не на
рассуждении, а на эмпатии и выражена языком действия. Так, в одной сцене протагонист выражал
вербальную агрессию по отношению к отцу, но невербально демонстрировал страх. «Двойник» принял
позу эмбриона. Это позволило протагонисту осознать, что он боится отца и чувствует себя
беззащитным в отсутствие матери.
«Двойник» помогает найти ключи для новых сцен, если их трудно получить от самого
протагониста. Эта техника вводится, когда необходима помощь в прояснении конфликтных
переживаний, особенно если партнеры протагониста не дают ему возможности для полного
самораскрытия. Если протагонист запутался во множестве противоречивых чувств, желаний, проблем,
психотерапевт вводит множественное дублирование.
Техника реплики в сторону также дает возможность прояснить непроявленные переживания.
Она вводится в процессе применения техники исполнения роли или диалога. Процедура выглядит
следующим образом: протагонист отворачивается от Вспомогательного Я и произносит то, что он хотел
бы сказать своему партнеру, но не может. Она используется тогда, когда партнеры в разыгрываемой
сцене не понимают друг друга и у протагониста нет возможности высказать свои мысли и чувства.
Техника обмена ролями предполагает, что протагонист и Вспомогательное Я меняются ролями.
Вхождение в нее требует максимального вживания в роль другого. Как и в технике двойника, партнеры
стремятся добиться соответствия в позе, движениях, во всем рисунке поведения.
Эффективность этой техники основана на механизме децентрации. Для травматичного опыта
характерен определенный эгоцентризм: человек фиксирован на болезненных переживаниях и не может
увидеть ситуацию в другом свете. Благодаря обмену ролями протагонист может посмотреть глазами
другого и децентрироваться.
Кроме возможности увидеть другого в себе протагонист получает возможность увидеть себя в
другом. Понимание других людей основывается на эмпатической способности, умении «примерить» на
себя чужую роль: ребенок в игре, взрослый в воображении пытается понять другого, действуя от его
имени и переживая его эмоции. Протагонист становится в позицию своего партнера и таким образом
лучше понимает его. Уже это само по себе помогает разрешать межличностные конфликты.
Эта техника используется и в том случае, если протагонист не согласен с версией исполнения
роли Вспомогательным Я. Она с успехом применяется в семейной психотерапии для налаживания
коммуникации. Но когда партнер вызывает слишком сильные негативные эмоции (например,
насильник), обмен ролями может оказаться не только бесполезным, но и нанести вред.
Поскольку Вспомогательное Я становится объектом проекций, то при обмене ролями
протагонист получает доступ к отвергаемой им части собственной личности, выражает вытесненные
потребности, желания, мотивы. Часто эта техника используется для того, чтобы из другой роли он
получил необходимые поведенческие образцы или качества. Например, играя роль агрессивного
человека, протагонист уже в своей роли может научиться лучше отстаивать себя. Таким образом,
применение техники обмена ролями позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить
поведенческий репертуар. С ее помощью можно управлять эмоциональным напряжением
разыгрываемого действия.
Поскольку Вспомогательное Я часто переживает проблемы, в проигрывании которых ему
предлагается участвовать, смена роли может быть полезной также и ему. В обмене ролей
Hosted by uCoz