Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 325 
Next page End  

Отца, Чувства полета, Матери. Что можно сказать об изменениях в его личности?
Литература
Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму. М., 1997.
Бубер М. Я и Ты. - М., 1993.
Келлерман П. Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов. - М., 1998.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.
Лейтс Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. - М., 1994.
Марино Р. Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и
групповой психотерапии. — М., 2001.
Морено Я. Театр спонтанности. Красноярск, 1993.
Психодрама: Вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса, М. Карп. — М., 1997.
Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама. - М., 1999.
Riebel
L. Doctor, Teacher, Indian chief: metaphor and the search for inherent identity
// Journal of
integrative and eclectic psychotherapy. — ¹9. — 1990. — P. 119-135.
Moreno J. L. The words of the father. New York, 1971.
Moreno
J. L. Who shall survive? Anew Approach to the problem of human interrelations.
Washington, 1953.
Глава 7. Экзистенциальная психотерапия
К середине 50-х гг. XX в. противостояние между психотерапевтическими системами,
основанными, с одной стороны, на психодинамических, а с другой — на поведенческих принципах,
неизбежно привело к формированию «третьей силы», представляющей собой качественно новое
видение природы человека. Это новое направление психотерапии, возникшее в Европе и достаточно
быстро распространившееся на территории американского континента, получило наименование
экзистенциально-гуманистического подхода.
Понятие «экзистенция» (existencia) происходит от латинского слова existere, буквально
означающего «выделиться, появляться». На русский язык этот термин чаще всего переводится как
«существование», однако, учитывая его этимологию, необходимо особо подчеркнуть, что под ним
имеется в виду не статическое состояние, а процесс, теснейшим образом связанный с возникновением
или становлением. [Для объяснения этого понятия психотерапевты часто прибегают к сравнению с
семенем, имеющим потенциал стать растением, но эта аналогия не вполне удачна, так как люди, в
отличие от остальной живой природы, имеют самосознание, т. е. могут выбирать собственное бытие.]
Соответственно экзистенциальные методы в психотерапии связаны с психологической работой на
онтологическом уровне (от греческого ontos
«бытие»), направленной на помощь пациентам в
отстаивании и утверждении своего собственного, уникального модуса существования, несмотря на
ограничения, которые накладывает жизнь, и в пределах этих ограничений.
Подобное обращение психотерапевтов к первоосновам человеческого Бытия [Англоязычные
представители экзистенциального направления в психотерапии всячески подчеркивают, что
существительное «бытие» происходит от глагола «быть», что подразумевает, «что кто-либо находится в
процессе бытия кем-либо» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 146).], предельным категориям его
существования, было отнюдь не случайным. Его обусловливал ряд как внешних по отношению к
психотерапевтическому сообществу, так и внутренних причин.
Во-первых, это общая атмосфера психологической, социокультурной и духовной дезинтеграции,
царившая в Европе в период второй половины XIX — первой половины XX в.
Так, сохранявшаяся диссоциация викторианской эпохи между «разумом и чувствами» и примат
рациональности, хорошо известные из классической литературы этого периода, приводили к
подавлению многих эмоций. Их проявление было ограничено жесткими социальными ритуалами:
взрывами национального патриотизма, показного пуританства и так называемыми «законными»
кутежами выходных дней.
Искусство в лице Сезанна, Ван Гога, импрессионистов, сюрреалистов, Пикассо протестовало
против «неподлинности» академизма, пытаясь выразить новое отношение к реальности, вернуть
Hosted by uCoz