Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 325 
Next page End  

случайностью"... Фундаментальная проблема человека — достижение правды существования, а не
продолжение своей жизни как еще одной случайности. В "Веселой науке" Ницше нападает на
формулировку, которая выводит на свет важный парадокс любого различения между я и истинным я:
"Что говорит твое сознание? —
Ты станешь тем, кем ты являешься". Ницше оставался верен этой
концепции до самого конца, и полное название его последней работы таково: Ессе Homo, Wie man Wird,
was man ist — "Как человек становится тем, кем он является"» (цит. по: Экзистенциальная психология,
с. 135).] Это «мужество быть индивидом», как замечает экзистенциальный богослов П. Тиллих в своем
эссе, посвященном Ницше. [В своей одноименной книге христианский богослов П. Тиллих, анализируя
человеческое бытие с точки зрения протестантизма, дает следующее определение «мужеству быть» —
«этический акт, посредством которого человек подтверждает свое собственное бытие, несмотря на те
элементы, которые противоречат его самоутверждению».]
Самыми разными способами Ницше утверждает, что эта власть, т. е. это расширение, рост,
превращение потенциала в действительность, является центральной динамической потребностью жизни
человека. Его работы прямо связаны с гуманистическими психологическими исследованиями
(например, А. Маслоу), в которых самоактуализация рассматривается как фундаментальная
потребность организма, блокировка которой ведет к разного рода психопатологии. По Ницше,
фундаментальная потребность заключается в том, чтобы прожить свои potentia. «Человек стремится не
к удовольствию, а к власти». На самом деле, счастье — это не отсутствие боли, но «самое живое
ощущение власти», радость — это «положительное чувство власти». Здоровье он также представляет
как побочный продукт использования власти, власть здесь описывается как способность пережить
болезнь и страдание.
Можно сказать, что Ницше был натуралистом в том смысле, что он все время пытался найти
связь между каждым выражением жизни и более широким контекстом всей природы. Однако именно в
этих рассуждениях он показывает, что человеческая психология всегда больше биологии. Один из
наиболее важных экзистенциальных акцентов он делает на том, что ценности человеческой жизни
никогда не бывают автоматическими. В отличие от дерева или камня, человеческое существо может
потерять свое бытие по собственному выбору. Утверждение собственного бытия создает ценности
жизни. «Индивидуальность, богатство и достоинство не gegeben, т. е. данные нам от природы, a
aufgegeben, т. е. данные или предназначенные нам в качестве задачи, которую мы должны решить» (цит.
по: Экзистенциальная психология, с. 135). [Этот акцент сделан и в теологических работах П. Тиллиха.
Мужество открывает путь к бытию; если у тебя нет «мужества быть», то ты теряешь «собственное
бытие».]
В связи с этим вечная тема Ницше — раскрытие самообмана. В его работах имеется большое
количество психологических прозрений, параллельных более поздним психодинамическим
формулировкам З. Фрейда. Так, в «Генеалогии морали» (1887) он описывает образование симптомов и
реакций, развивая тезис, гласящий, что альтруизм и нравственность являются результатами
вытесненной враждебности и негодования. То есть когда индивидуальные potentia оборачиваются
вовнутрь, результатом становится плохое сознание. Он дает живое описание «неспособных» людей,
«которых переполняет агрессия», их счастье абсолютно пассивно, оно принимает форму
наркотического спокойствия, потягивания и зевания, умиротворения, «воскресенья», «эмоциональной
слабости». Эта обращенная внутрь агрессия прорывается в садистических требованиях к окружающим.
Кроме того, он дает поразительно точные формулировки процесса сублимации, который его особенно
интересовал. Говоря о связи между творческой энергией человека и сексуальностью, Ницше пишет:
«Вполне возможно, что появление эстетической среды не останавливает чувственность, как считал
Шопенгауэр, а просто переводит ее в такую форму, в который она больше не переживается как
сексуальный мотив» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 136). [Сходство идей Ф. Ницше и З.
Фрейда было известно окружению Фрейда. Однажды вечером 1908 г. в программе Венского
психоаналитического общества стояло обсуждение работы Ницше «Генеалогия морали». Фрейд
упомянул, что он пытался читать Ницше, но, обнаружив богатство мысли автора, отказался от этой
идеи. Позже он утверждал, что «Ницше знал себя гораздо глубже, чем любой другой человек, который
когда-либо жил или будет жить» (цит. по: Экзистенциальная психология, с. 137).]
Важное значение для понимания экзистенциалистских идей в психотерапии имеет
феноменология Эдмунда
Гуссерля.
[Как писал один из исследователей творчества Э. Гуссерля X.
Шпигельберг, «фактически в этом веке (XX. —
Примеч. авт.)
феноменология оказывала большее
влияние на психологию и психиатрию, чем любое другое течение философии» (цит. по: Руткевич, с.
32).]
Критикуя натуралистическую философию и экспериментальную психологию за их естественно-
Hosted by uCoz