Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 325 
Next page End  

осознает человек, то, на что он реагирует, зависит от его настроения в данный момент. Если человек
радостен, его Dasein созвучен миру радостных взаимоотношений. Если человек подавлен или
встревожен — он резонирует миру угроз и опасностей.
Наиболее важным «экзистенциалом» для Босса является телесность. Человеческое тело, как он
отмечает, служит главным объектом современной медицины, которая понимает его как
«манипулируемый материальный предмет», находящийся в определенном, «заключенном иод кожу»,
пространстве. Но тем самым, считает Босс, утрачивается все, что является специфически человеческим.
«Никто еще не был способен показать, как две столь фундаментально различные вещи —
метафизическая жизненная сила и бездушная химическая субстанция — могут соединиться друг с
другом, чтобы образовать такое единство, как человеческая телесность» (цит. по: Руткевич, с. 155).
Телесность человека не имеет ничего общего с предметами внешнего мира и телами животных.
У человеческой телесности нет внешних границ, ее существование в пространстве и времени
радикально иное. Телесность распространяется на все воспринимаемое человеком, все феномены его
«бытия-в-мире» связаны с его телесностью; границы его тела совпадают с границами его мира (так,
например, звезда, которую индивид рассматривает в телескоп, является в данный момент границей его
телесности). В отличие от фиксированного физического тела человек находится в непрерывном
изменении и любое его движение, настроенность органов чувств выносит его за собственные пределы.
Вспоминая свое пребывание в городе, расположенном за несколько тысяч километров, он находится
там, а не в собственной квартире, где пребывает телесно. Телесность, по определению Босса, есть
«открытость, равная по широте миру» (цит. по: Руткевич, с. 156).
Из этого положения о телесности Босс делает достаточно оригинальный вывод — для человека
патологично иметь физическое тело, подобное телу животного. Телесность есть не что иное, как
проявление экзистенции. Первична экзистенция, вторична ее сущностная характеристика — телесность.
Материальное же тело патологично.
Экзистенция со всеми ее «экзистенциалами» обитает не в материальном мире, а в мире смыслов.
Поэтому она не детерминируется извне какими-либо причинами, но определяет сама себя в акте
выбора. В связи с этим Босс открыто заявляет, что в противоположность большинству
естествоиспытателей нашего времени он является сторонником учения о свободе воли, которая
представляет собой непосредственно данный феномен и не нуждается в каких бы то ни было
доказательствах. Говоря об «общей экзистенциальной патологии», Босс пытался показать, что у
заболеваний нет причин, имеются только мотивы. В человеческом мире вообще нет причин, прошлое не
детерминирует, а мотивирует настоящее.
Большой вклад в развитие экзистенциальной психотерапии внесла группа так называемых
«гуманистических психоаналитиков» (неофрейдистов), никогда не рассматривавших себя как
представителей одного направления, но тем не менее очень близких друг другу в своих идеях. Их
работы охватывали широкий спектр проблем, но у каждого в этот спектр входили те или иные аспекты
экзистенциальной психотерапии. Например, О. Ранк подчеркивал значение воли и тревоги, связанной со
смертью; К. Хорни — критическое влияние на поведение представлений о будущем; Э. Фромм
прояснил роль в поведении страха свободы; Г. Кайзер писал об ответственности и изоляции.
Крайнее выражение идеи экзистенциальной психотерапии приобрели в движении, которое было
названо «антипсихиатрией». Антипсихиатрия возникла в начале 1960-х гг. в Великобритании и
получила широкое распространение в Европе (особенно в романских странах, в первую очередь в
Италии). Оно объединило в себе несколько тысяч психиатров, медсестер, служащих, юристов,
гуманитариев и бывших пациентов психиатрических клиник, которые ставили перед собой цель
ликвидировать ряд медицинских институтов, в особенности психиатрические клиники, являющиеся
порождением репрессивного аппарата капиталистического общества. Возглавил это движение
британский психиатр Рональд Лэнг.
Рональд Лэнг родился в 1927 г. в Глазго. После окончания университета работал армейским
психиатром, затем в клинике Глазго, одновременно читая курс лекций по психиатрии в местном
университете. В 1957 г. он получил престижный пост в знаменитой Тевистокской клинике и
одновременно выпустил свою первую книгу — «Расколотое Я», в которой сформулировал программу
перестройки психиатрической системы в экзистенциальном контексте. В 1965 г. Лэнг организовал
терапевтическую коммуну Кингсли Холл — экспериментальную модель будущих антипсихиатрических
коммун.
Известность и высокий авторитет Лэнга в профессиональном сообществе были связаны с его
умением описывать «внутренний мир» пациентов и с теми успехами, которых он добивался при
Hosted by uCoz