Navigation bar
  Print document Start Previous page
 228 of 325 
Next page End  

прибывших в США из России. Семья жила в достаточно стесненных условиях, поэтому в детстве Ялом
провел много часов, как он сам описывает, «тихо ненавидя злобный язык матери и восхищаясь отцом».
В школе он столкнулся с двумя дополнительными трудностями: «На улицах черные набрасывались на
меня из-за моей белизны, а в школе белые нападали на меня из-за того, что я еврей» (Ялом, 1999).
В 1952 г. Ялом получил степень бакалавра гуманитарных наук в университете Джорджа
Вашингтона, а в 1956 г. — степень доктора медицины в Бостонском университете. В течение
следующих шести лет он прошел путь от интерна нью-йоркской Синайской больницы до капитана
американской армии. В 1962 г. Ялом получил должность преподавателя психиатрии в медицинской
школе Стэнфордского университета, а в 1973 г. — профессора.
В 1993 г. Ялом покинул Стэнфорд, но не оставил психотерапевтическую практику и продолжал
публиковать новые работы. Его «Теория и практика групповой психотерапии», «Экзистенциальная
психотерапия», «Групповая психотерапия стационарных больных», «Лечение от любви и другие
психотерапевтические новеллы» входят в золотой фонд психотерапии. Ялом также является соавтором
таких книг, как «Группы встреч: первые факты», «Каждый день понемногу сближает» и «Краткое
руководство по групповой психотерапии». В соавторстве с Р. Мэем Ялом написал главу об
экзистенциальном консультировании в книге «Современная психотерапия». В 1993 г. Ялом выпустил
роман «Когда Ницше плакал», получивший ряд литературных премий.
В своей фундаментальной работе «Экзистенциальная психотерапия» Ялом дает следующее
определение тому, о чем он пишет: «Экзистенциальная психотерапия — это динамический подход,
фиксирующийся на базисных проблемах существования индивидуума» (Ялом, 1999, с. 8). Такими
проблемами (экзистенциальными факторами) он считает смерть, свободу, изоляцию и
бессмысленность жизни. Соответственно экзистенциальная психотерапия в его понимании основана на
модели психопатологии, согласно которой тревога и ее дезадаптивные последствия представляют собой
реакцию на эти четыре данности.
Ялом также считает, что существуют два типа механизмов психологической защиты, которые
могут быть как бессознательными, так и вполне осознанными. Во-первых, это традиционные
механизмы защиты (проекция, реакция, отрицание, идентификация и т. п.), которые работают
независимо от источника тревоги. Во-вторых, существуют специфические механизмы защиты от
каждого из четырех основных беспокойств. Эти механизмы не только помогают защититься отдельным
пациентам, но и поддерживаются целыми культурами.
Хотя специфические варианты защиты от каждого из основных беспокойств обычно
рассматриваются отдельно, они могут частично совпадать. Кроме того, возможно их
перекомбинирование или слияние во всеобъемлющую экзистенциальную модель психопатологии.
Смерть
— основной источник тревоги и невротической, и нормальной, и экзистенциальной.
Причем эти виды тревоги, связанные со смертью [Многие авторы отмечают, что силу связанного со
смертью беспокойства точнее выражает термин «ужас смерти», а не «тревога, связанная со смертью».],
могут быть как осознанными, так и бессознательными. В отличие от многих своих предшественников
Ялом на основе обширных и продолжительных эмпирических исследований доказывает, что с самого
раннего детства люди чрезвычайно озабочены неизбежностью смерти. Для того чтобы справиться с
ужасом потенциального несуществования, люди воздвигают психологическую защиту, базирующуюся
на отрицании смерти. Кроме того, Ялом считает, что развитие психической патологии в значительной
степени обусловлено совершением неудачных попыток выйти за рамки смерти. По его мнению, первый
интрапсихический экзистенциальный конфликт
— это конфликт между осознанием неизбежности
смерти и желанием продолжать жить, конфликт между боязнью несуществования и желанием быть.
По мнению Ялома, дети достаточно рано открывают для себя не только сексуальность, но и
сущность смерти, хотя их интеллект еще не позволяет им полностью осознать этот факт. Так же как и в
случае сексуальности, дети вытесняют свое первое знание о смерти, воздвигая различные защитные
конструкции. Они убеждают себя в том, что смерть является временной, дети не умирают, «я не умру,
потому что я особенный», в последний момент на помощь придет спаситель и т. п. Примирение с
неизбежностью смерти составляет главную задачу развития в этот период.
Успешность решения данной задачи зависит от силы Эго и присутствия поддерживающих
взрослых, способных справляться с их собственной тревогой, связанной со смертью. При отсутствии
таких факторов осознание реальности смерти оказывает травмирующее воздействие. Особенно
травмирующей может быть смерть родных братьев и сестер, а также родителей (исследования Ялома
показывают, что среди пациентов как с невротическими, так и с психотическими расстройствами
удельный вес индивидов, перенесших в детстве потерю родителей, значительно выше, чем среди людей
Hosted by uCoz