Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 325 
Next page End  

наконец находит его. Стражник, перед одними из бесчисленных ворот, приветствует путника, но сразу
же объявляет, что пропустить его в данный момент не может. Когда человек пытается сам заглянуть в
недра Замка, стражник предупреждает: «Если тебе не терпится, попытайся войти, не слушай моего
запрета. Но знай, могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя
к покою, стоят стражники один могущественнее другого. И с каждым из них тебе придется сразиться».
Тогда человек решил подождать, пока ему либо разрешат войти, либо придет кто-то другой,
готовый сразиться со страшными и могущественными стражниками. Иногда он подолгу беседовал с
первым стражником на разные темы. Периодически он пытался подкупить стражника разнообразными
взятками. Тот брал их, но все равно не пропускал, объясняя свои действия так: «Я делаю это, чтобы ты
не терял надежду».
В конце концов человек состарился и, чувствуя, что умирает, попросил стражника исполнить его
последнюю просьбу — ответить на вопрос: «Ведь все люди стремятся к Закону, как же случилось, что
за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?». Тогда стражник
крикнул в ответ (так как человек уже плохо слышал): «Никому сюда входа нет, эти врата были
предназначены для тебя одного! Теперь я пойду и запру их».
Существует различие между виной за плохой выбор, сделанный в прошлом, и виной, связанной с
отказом делать новый выбор. Пока пациенты продолжают вести себя в настоящем так, как они это
делали в прошлом, они не могут простить себе выбор, сделанный в прошлом.
Это хорошо иллюстрирует одна буддийская притча. Однажды двое монахов шли по узкой горной
дороге и на одном из поворотов встретили девушку, стоящую перед огромной лужей. Первый монах
спокойно прошел мимо, а второй молча подошел к ней, взял на плечо, перенес через лужу и пошел
дальше. Уже вечером, подходя к стенам монастыря, первый монах нарушил традиционное молчание:
«Наш устав запрещает прикасаться к женщинам». На что второй монах ответил: «Я пес ее только три
минуты, а ты несешь ее уже который час».
Техника высвобождения способности хотеть. Испытывать желания невозможно без контакта
со своими чувствами. Поэтому для понимания истинных желаний человека экзистенциальные
психотерапевты работают с подавленными и вытесненными аффектами, блокирующими желания. При
этом, в отличие от других методов психотерапии, они стараются избегать драматических глобальных
прорывов, поскольку их (прорывов) воздействие, как правило, кратковременно. Вместо этого, в
пределах контекста аутентичных отношений, экзистенциальные психотерапевты постоянно пытаются
ответить на вопрос «Что вы чувствуете?» и «Чего вы хотите?», тем самым исследуя источник и природу
блоков пациентов и лежащие в основе этих блоков чувства, которые пациенты стараются выразить.
Техника фасилитации принятия решений состоит в том, что экзистенциальные
психотерапевты побуждают пациентов осознавать, что каждому действию предшествует решение.
Поскольку при принятии решения исключаются альтернативы, решения — это своего рода
пограничные ситуации, в которых люди создают себя сами. Многие пациенты парализуют свою
способность принимать решения посредством вопросов, начинающихся со слов «Да, но...» или «Что,
если...» (например, «Что, если я потеряю работу и не смогу найти другую?»). Психотерапевты могут
помогать пациентам исследовать разветвления каждого вопроса «что, если...» и анализировать чувства,
которые индуцируются этими вопросами. Психотерапевты могут побуждать пациентов активно
принимать решения таким образом, что принятие решения будет способствовать активизации у них
собственной силы и ресурсов.
В ситуации, когда пациент поставлен перед необходимостью принятия решения, но всеми
способами пытается переложить это решение на психотерапевта, терапевт может рассказать еще одну
восточную притчу. Однажды одна женщина, жившая в отдаленном селении и слывшая там самой
мудрой, узнала, что через это селение пройдет Ходжа Насреддин. Опасаясь за свой авторитет, она
решила испытать его мудрость. Когда он вошел в деревню, она подошла к нему с маленькой птичкой,
зажатой в руке, и во всеуслышание спросила: «Скажи, птица в моей руке жива или мертва?» Это был
очень хитрый вопрос, так как если бы он ответил, что она жива, она бы покрепче сжала кулак и птица
задохнулась. Если бы Ходжа ответил, что птица мертва, женщина бы разжала руку и птица улетела.
«Все в твоих руках, женщина», — ответил ей Насреддин.
При необходимости экзистенциальные психотерапевты помогают пациентам проявлять волю.
Одобрение психотерапевта позволяет пациентам учиться доверять своей воле и обретать уверенность в
том, что они имеют право действовать.
Ялом рекомендует как можно чаще доводить до пациентов с подавленной волей следующие
установки: «Только я могу изменить мир, который создал», «В изменении нет никакой опасности»,
Hosted by uCoz