Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 325 
Next page End  

глубинную направленность на полное устранение возбуждения. [В более ранних работах З. Фрейда эта
тенденция называлась также «принципом инерции».]
По Фрейду, влечение к смерти противостоит влечению к жизни (Эросу), под каким понятием
он объединил все выявленные им влечения. Этим противостоянием объясняются состояния грусти и
меланхолии, суицид, несчастные случаи, вредные привычки, преступления, совершаемые с
бессознательным стремлением быть уличенным, а также такие сексуальные перверсии, как садизм и
мазохизм.
Отметим, что концепция влечения к смерти — практически единственное из заявлений Фрейда,
которое вызвало бурю протеста среди его ортодоксальных сподвижников, воспользовавшихся
преимущественно языком морального осуждения. И поныне это один из самых спорных моментов
психоанализа. С одной стороны, несмотря на то что «не было обнаружено ни одного биологического
наблюдения, которое подтверждало бы идею инстинкта смерти — идею, которая противоречит всем
принципам биологии» (Райкрофт, с. 58), эта идея составляет существенную часть психоаналитической
теории М. Кляйн (речь о которой пойдет чуть дальше). С другой стороны, многие современные
психодинамические терапевты рассматривают эти фрейдовские положения как метафизические.
На третьем этапе развития психоанализа (1923-1939 гг.) была разработана структурная модель
психического функционирования. В ней психоаналитики переместили свой интерес с содержания
бессознательного на процесс, посредством которого это содержание удерживается вне сознания, и с
этих позиций откорректировали основные психодинамические понятия.
Исследуя обнаруживаемое у пациентов бессознательное чувство вины, а также учитывая ряд
несоответствий и противоречий, возникших в ходе практического применения топографической модели
психического функционирования, Фрейд выдвинул новую (а точнее, усовершенствованную)
теоретическую модель, в которой новые определения не полностью заменяли старые, а скорее
соседствовали с ними. В своей работе «Я и Оно» он сформулировал основные положения структурной
модели (вторичной топики), согласно которым психика членится на составляющие, названные им Ид
(Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я).
Оно (Ид) самая древняя из трех инстанций (приблизительно соответствующая
бессознательному в первой топике) содержит в себе исходные инстинктивные влечения со всеми
наследственными и конституционными элементами. С точки зрения экономического подхода Оно
является первичным резервуаром психической энергии. Его деятельность направлена на обеспечение
немедленной и свободной разрядки возбуждения. Соответственно эта часть психики управляется
принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичными процессами.
По мере созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром часть Ид
(прежде всего телесная, которая формируется из ощущений тела) претерпевает изменения и
превращается в Эго. Несмотря на то что Эго также стремится к удовольствию, эта инстанция
функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичных процессов.
Первостепенной функцией Эго Фрейд считал задачу самосохранения. Эго контролирует произвольные
действия, становясь между переживанием потребности и действием в соответствии с данной
потребностью. Эго имеет дело с внешними событиями, задействуя восприятие и память, избегая
чрезмерных стимулов, приспосабливаясь к умеренным стимулам и способствуя совершению действий,
целью которых является изменение внешнего мира с учетом своей выгоды. Касаясь внутренних
событий, связанных с инстанцией Ид, Эго пытается управлять влечениями, принимая решения,
касающиеся выбора времени и способа их выполнения, или подавляя обусловленное этими
требованиями возбуждение. Фрейд сравнивал Ид с лошадью, а Эго — с наездником. Он отмечал, что,
как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому Эго привыкло преобразовывать желания Ид в
действия так, будто желания Ид являются его собственными желаниями.
Таким образом, Эго служит посредником между требованиями Ид и ограничениями реальности
и этики. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный аспект — то, что
большинство людей понимает под термином «Собственное Я» (Самость), или «Я», в то время как
бессознательный аспект включает в себя механизмы психологической защиты.
Третью инстанцию, Суперэго (или Сверх-Я) Фрейд рассматривал как формирующуюся в
пределах Эго и являющуюся чем-то вроде осадка или остатка ранних конфликтов и идентификаций в
детской психике, в особенности связанных с родителями или другими близкими людьми. Главной
функцией Суперэго, которое поглощено самонаблюдением, является подавление требований Ид
посредством морального влияния на Эго. Согласно коррективам, внесенным в теорию развития на базе
второй топики, первоначально ребенок инстинктивно прибегает к самоотречению из-за боязни потерять
Hosted by uCoz