Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 325 
Next page End  

«должен», оно заменяется «хочу». Фраза «я должен так сделать» снимает ответственность за поступок,
так как человек совершает что-либо под давлением долга; а фраза «я хочу так сделать» возвращает
человека к свободному выбору. Это не гедонистическая вседозволенность, а шаг в направлении
ответственности. Нельзя понимать гештальт-терапевтическое «хочу» как призыв к реализации любого
возникающего желания, в данном случае затрагивается совсем другая проблематика. В гештальт-
терапии под словом «хочу» понимается осознание действия как принадлежащего, аутентичного
индивиду, не индуцированного извне, в противоположность понятию «должен», обозначающему
действие вынужденное, неаутентичное, связанное с внешними обстоятельствами.
Основную задачу психологии и психотерапии Перлз видел не в том, чтобы объяснить,
почему
возникла та или иная проблема, а в том, чтобы ответить на вопрос, как она переживается, какое влияние
оказывает и т. п. Для ощущения полноты жизни человеку необходимо осознавание (не «осознание» как
понимание, а «осознавание» как переживание, чувствование) настоящего во всех его измерениях.
Подобную идею можно встретить у А. Минделла, который выделил первичный и вторичный процессы.
Первичный процесс — это разговор, вербальное предъявление проблемы, чисто рациональное, знаемое,
определенная интеллектуальная конструкция, представляющая проблему; вторичный процесс — это
процесс, который сопровождает первичный и наличие которого вовсе не осознается человеком
(клиентом). Например, человек, рассказывая о своей проблеме, меняет голос, позу, осанку, что-то
делает руками (щиплет одной рукой другую, поглаживает палец одной руки ладонью другой, теребит
обручальное кольцо и т. п.), покашливает, заметны вегетативные реакции (бледнеет, краснеет, потеет,
кашляет и т. п.), испытывает телесный дискомфорт, боли и напряжение в теле. Главное, что клиент не
только не связывает большую часть этих проявлений с проблемой, но и вообще не осознает их наличие.
Вместе с тем такие вторичные проявления могут многое рассказать клиенту о его собственной проблеме
— при условии, что он отважится на достаточно рискованное «путешествие в глубь себя». В этих
вторичных проявлениях гораздо больше правды и подлинности, чем в словесных конструкциях, часто
являющихся результатом защитных процессов. Человек строит мифологию о себе и своей жизни и
верит в нее. На сеансах психотерапии клиенты нередко предъявляют мифы, которые достаточно удобны
и привычны, от которых они не намерены отказываться. Именно поэтому в процессе психотерапии
важнейшим фактором изменения является готовность клиента взять ответственность на себя.
Терапевтические сессии в гештальт-терапии отличаются эмоциональностью. Терапевт поощряет
свободные выражения клиентом заблокированных чувств, причем как положительных, так и
отрицательных. Вместе с тем этот вид психотерапии не может быть сведен к необходимости вызывать
экстремальные эмоциональные переживания. Известный гештальт-терапевт Роберт Резник в одном из
своих интервью (Резник, с. 11) сказал, что «гештальт-терапия без осознания, ассимиляции и интеграции,
состоящая только из отреагирования эмоций, является "жаром без света", бесполезной тратой времени».
Таким образом, к расширению осознавания себя и окружающего мира «здесь и сейчас» приводят
не вербальные конструкции, не выяснение инфантильных проблем и травм, а путешествие «в глубь
себя», в глубину своих чувств, переживаний, ощущений тела, внутренних образов. Это путешествие не
тождественно созерцанию и медитации, а предполагает активные действия клиента, в том числе
экспериментирование с собой и со своей жизнью. Понятие «здесь и сейчас» означает, что акцепт в
терапии делается не на прошлом, как в классическом психоанализе, не на будущем, как в
индивидуальной психологии А. Адлера, а на настоящем, на актуальном процессе. Но в то же время этот
процесс включает в себя и прошлое, и будущее.
Теория терапии
Теоретическими истоками гештальт-терапевтического направления считаются психоанализ,
экзистенциальная философия, гештальт-психология и дзэн-буддизм. При этом необходимо отметить,
что строгой философской гештальт-терапевтической концепции просто не существует. Сам Перлз
относился к философии и научным теориям очень скептически. Основатель гештальт-терапии не имел
классического гуманитарного образования, а его увлечения, в том числе и буддизмом, были недолгими
и не слишком глубокими. Сталкиваясь с необходимостью признания и следования авторитетам, Перлз
быстро охладевал к изучаемому направлению. Так, у мастера дзэн-буддизма он учился около двух
месяцев, и одним из разочарований в буддизме стала необходимость «взывать и кланяться перед
статуей Будды», что Перлз расценил как материализацию божества. Неудивительно, ведь, пожалуй,
основной проблемой, разрешаемой в гештальт-терапии, является потеря личностью индивидуальности,
Hosted by uCoz