Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 325 
Next page End  

раздражение при общении со своей начальницей. Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека,
который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и сейчас», работает с
невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях. Использование группы в качестве
безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.
Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула».
«Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек,
с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец,
которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован
для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей
личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки,
борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто
порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» — долга, требований общества, совести, и «собаки
снизу» — желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает
терапевтическое воздействие.
Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для
диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л., преподаватель вуза, сообщила о том, что
испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со
студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность.
Терапевт предложил Л. поместить на одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на
другом — ту, которая тяготится работой. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с
разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени.
Клиентка (на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами). Я люблю свою работу. Я чувствую
себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей.
Клиентка (на правом стуле, обращаясь к противоположной части). Какая из тебя эрудитка? Что
ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается!
Терапевт. Кто так говорит в вашей реальной жизни?
Клиентка (пауза). Это... мой отец (плачет). Он никогда не верил в меня.
Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например,
мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда
терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он
недостаточно хорош и недостаточно силен. Говоря от имени колена, по которому била ладонь, клиент
сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным, веселым, легкомысленным. Таким образом,
рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за
непослушание, а колено — «собаку снизу», которая пытается схитрить, но сделать то, что хочется.
Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось
выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют
противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить
свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку,
пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и
неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать
внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное
экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить
в нее ранее недоступный личностный потенциал.
Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в
качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу
высказаться о нем. Другой вариант — сам член группы по кругу выражает собственные чувства
участникам группы. Известен прием из работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему
страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому
человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно
эффективна при работе с механизмом проекции.
Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно
отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна
рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться,
чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о
своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени. Например, клиент И. рассказал о
таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу,
Hosted by uCoz