Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 325 
Next page End  

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики /
Пер. А. Я. Логвинской. — М., 1997.
Глава 9. Клиент-центрированная психотерапия
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987)
Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью-
Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого
обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. С 1940 г. Роджерс занимал должность профессора
психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе психотерапии,
особенно после выхода в 1942 г. книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в
практике». С 1945 г. он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а затем работал в
университете Висконсина. В 1951 г. Роджерс опубликовал книгу «Клиент-центрированная терапия:
современная практика, смысл и теория».
Роджерс занимал пост президента Национального исследовательского совета Американской
психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии. С 1966 г. он
работал в Центре по исследованию человека, в создании которого принимал участие.
Сфера интересов Роджерса значительно шире, чем психотерапия. Это и педагогика, и
межкультурные коммуникации, межнациональные конфликты и философия психологии. Роджерс —
создатель не просто нового типа психотерапии, а нового подхода к пониманию человека, в центре
которого — личность.
Ч. Девоншир, директор Международного института личностно-центрированного подхода
(РСА-I)
на одной из профессиональных тренинговых программ (Словакия, 1992) говорил, что
«исследования психотерапевтического процесса в течение последних 50 лет позволяют с уверенностью
заявить, что наиболее существенные изменения в личности и поведении — результат опыта
переживания, а не осознания и понимания». Это заявление идет вразрез с опытом когнитивной
психотерапии и плохо согласуется с парадигмой психодинамической психотерапии. Однако в нем
отражена специфика «мишени» психотерапевтического процесса в рамках подхода Роджерса. Для
личностно-центрированного подхода целью терапии является не содержание проблемы, а глубокие
переживания клиента. На практике это означает, что если клиент в ситуации психотерапевтического
приема говорит не о своей сокровенной проблеме, а лишь о своих успехах в, предположим, слесарном
деле, то не следует подталкивать его к выражению и обсуждению этой проблемы, уважая и принимая
такой выбор клиента. В психотерапевтических подходах, центрированных на проблеме, разговор
клиента «ни о чем» трактуется как сопротивление терапии. Вместе с тем право клиента говорить «ни о
чем» фундаментальным образом трансформирует и теоретические представления о ресурсах изменения
клиента, о роли психотерапевта в контакте, о статусе клиента в контакте, о процессуальных
особенностях и механизмах психотерапевтического контакта, о техниках и результатах психотерапии. В
этом смысле техника эмпатического понимания специфицирует техническую сторону
психотерапевтического подхода Роджерса. Она позволяет, во-первых, перевести контакт на уровень
переживаний, а во-вторых, вести работу на этом уровне. Эмпатия здесь — не условие психотерапии
(как в большинстве подходов), а собственно психотерапия, ее ядро.
Днем публичного рождения теории Роджерса явилась его встреча с американскими психологами
в 1940 г. В раннем варианте психотерапии, названном «недирективной психотерапией», акцент был
сделан на технике рефлексии — словесном отражении терапевтом чувств клиента (терапевтическое
зеркало). Посредством такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и
без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям. Д.
Мирнс (1980) указывал, что вышеприведенное название является неудачным, так как любая
психотерапия директивна по своей сути. В 1951 г. Роджерс изменил название терапии — она стала
именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (client-centered). Этим
подчеркивалось, что психотерапия не ориентирована ни на теорию (когда имеется концептуальный
аппарат анализа клиента, и в этом смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего
проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ
решить проблему — это погрузиться в нее), а на клиента: он свободен в терапии делать и говорить то,
Hosted by uCoz