Navigation bar
  Print document Start Previous page
 259 of 325 
Next page End  

«Чем больше терапевт воспринимается клиентом как генуинный (конгруэнтный, искренний, истинный.
Авт.),
эмпатически понимающий и безусловно его уважающий, тем более выражены
конструктивные изменения в клиенте» (Rogers, 1961, р. 107). Роджерс описал процессуальный аспект
изменения клиента. После завершения большой исследовательской программы в университете Чикаго,
связанной с интенсивным изучением терапевтического интервью, были описаны отдельные процессы
изменений клиента. По существу, в рамках этой программы был осуществлен переход от статического
анализа отношений между Я-концепцией и Я-идеалом, между Я-концепцией и адаптацией и т. п. к
фокусировке на понятии опыта и процессе становления личности. Этот преимущественный интерес к
динамике, а не к статике личности позволил выявить устойчивые изменения клиента во всех
проанализированных терапевтических интервью, проведенных Роджерсом. Изменения клиента идут в
направлении повышения дифференцированности реакций и непосредственности переживания чувств. В
результате психотерапии происходят следующие изменения:
1) повышается открытость опыту;
2) углубляются переживания;
3) повышается доверие к собственным проявлениям, к самому себе;
4) формируется внутренний локус оценки;
5) усиливается готовность войти в «процесс жизни»;
6) углубляется знание о себе в процессе переживания.
С принятием своего опыта и переживаний всегда связан значительный риск. Структура личности
может быть выражена следующим рисунком.
Рис. 9.1. Структура личности
Только небольшая часть личности является эго-идентифицированной, или эго-синтонной, т. е.
принадлежащей сфере Эго. Некоторые личностные проявления (черты, переживания) не являются эго-
синтонными и образуют сферы «не-Я» и «симптоматика». Сфера «не-Я» конституируется
вытесненными содержаниями и потенциальными эмоциями, а сфера «симптоматика» представляет
собой дезидентифицированные проявления (навязчивости, фобии и т. п.), как например эпизоды
запойного пьянства.
Переживания чувств (не эго-идентифицированных) позволяют войти важной части психики
клиента в его сознание, пережить эти чувства как свои. Этот шокирующий опыт обычно
сопровождается неизменным восклицанием: «И это все Я?!» Открытость к опыту — это готовность
ввести в собственную Я-концепцию новый опыт. Как пишет, анализируя свой опыт, Н. Раскин, «я не
нуждаюсь в том, чтобы каждый клиент или каждый студент выбирали меня для терапии или для
лекций. Одни из моих коллег любят и уважают меня, другие — нет. Если я в состоянии включить в Я-
концепцию эти различные реакции на меня, я могу быть открытым ко всему своему опыту» (Raskin).
Доверие к собственному организму (актуализационному опыту) возникает при расширении Я-
концепции, при включении в нее «нежелательных» аспектов опыта. В этом случае человек дает себе
право быть нелогичным в поведении и право на ошибку — то, что является предметом анализа и
тренировки в идеологии ассертивности. При появлении доверия к актуализационному опыту, к себе,
происходит сдвиг от внешнего локуса оценки к внутреннему. И наконец, очень важное качество —
готовность быть в процессе. Как подчеркивал Роджерс, это означает способность отказаться от
фиксированных целей и ожиданий, готовность отказаться от собственных определений жизни, от
фиксированных планов. Для терапевта это означает готовность войти в терапию без заранее
установленных рамок. Жизнь и все ее конкретные проявления намного богаче, чем мы их определяем.
Человек не ограничивает себя позициями «Я-терапевт», «Я-отец», «Я-муж», «Я-преподаватель» и т. п. и
Hosted by uCoz