Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 325 
Next page End  

наград. После того, как в 1942 г. он получил диплом с отличием, Бек начал медицинскую карьеру в
Йельской школе медицины. Интернатуру он проходил на кафедре патологии в больнице Род-Айленда.
Первоначально он заинтересовался психиатрией, но вскоре понял, что эта область весьма туманна и
малонаучна, и занялся неврологией, в которой нашел достойную науки точность позитивистского
знания и социальную ценность. Изменения, происходившие в психиатрии и связанные с
распространением психоаналитической теории и техники, заинтриговали его. Он провел два года в
качестве студента в центре Остин Риггз в Стокбридже, где приобрел значительный опыт в проведении
долгосрочной психотерапии. Во время Корейской войны Бек проводил исследования в военном
госпитале Валлей Форж, где был помощником заведующего в области нейропсихиатрии.
В 1954 г. Бек стал профессором психиатрии в Пенсильванском университете. Вначале он
проводил исследования в области психоаналитических теорий депрессии, но когда они не
подтвердились, Бек разработал новый теоретико-клинический подход, который назвал когнитивной
терапией. С 1959 г. он направил свои научные интересы на исследования психопатологии депрессии,
самоубийств, тревожных и панических расстройств, алкоголизма, наркозависимости, расстройств
личности и возможности их когнитивной терапии. Бек опубликовал 375 статей и 14 книг.
Бек является консультантом нескольких обзорных выпусков Национального института
психического здоровья, работал в редакционных советах многих журналов и читал лекции по всему
миру. Его приглашали читать цикл лекций в Центре медицинских исследований в Оксфорде и колледже
Вульфсон. В последнее время, в качестве консультанта психиатрических клиник и организаций по
уходу за больными, он организовал стационарное лечение, частичную госпитализацию и амбулаторные
программы, где используется когнитивная терапия.
В начале 1960-х гг. Бек опубликовал результаты собственных исследований депрессии. Проверяя
фрейдовскую модель депрессии как гнева, направленного на себя, автор сделал вывод, что суть
депрессии — искаженные когнитивные процессы, а именно — внутреннее ощущение безнадежности.
Эта безнадежность является результатом неправильных обобщений пациентом своего жизненного
опыта. Дальнейшие исследования показали, что определенные психопатологические состояния (фобии,
тревога, гипоманиакальные расстройства, ипохондрия, нервная анорексия, суицидальное поведение и т.
и.) являются формами проявления нарушенных когнитивных процессов. Следовательно, пациенты
страдают от собственных мыслей. Поэтому в терапии следует изменить неадаптивные мысли, т. е. те,
которые лежат в основе психопатологических проявлений. Таким образом, мишенью когнитивной
терапии служат неправильные когнитивные образования — неадаптивные мысли, убеждения и образы.
В отличие от психоаналитиков когнитивные терапевты работают с сознательным содержанием.
Предполагается, что мысли и образы, воздействующие на поведение, неглубоко спрятаны в
бессознательном. Когнитивные терапевты не рассматривают высказывания пациента как ширму, за
которой скрыты глубинные мотивационные проблемы. Терапевт не интерпретирует высказывания
пациента, а поощряет его к самоисследованию. По принципам и техникам когнитивная терапия близка
бихевиоральной терапии. Их общими чертами являются эмпиричность, центрированность на
настоящем, ориентация на проблему, необходимость точной идентификации проблем и ситуаций, в
которых они возникают. В техническом аспекте когнитивная терапия использует поведенческие
методы. А. Бандура показал, что один из наиболее эффективных способов изменения мыслей, образов и
убеждений — изменение поведения. Вместе с тем работа с депрессивными пациентами
продемонстрировала, что когнитивные изменения не обязательны при изменении поведения. Именно по
этой причине недостаточно использовать только поведенческие техники.
По сравнению с психоанализом когнитивная терапия краткосрочна. Например, терапия
депрессии укладывается в рамки 25 сессий в течение 20 педель. Сегодня существуют десятки учебных и
научных центров когнитивной терапии в университетах и клиниках Европы и США. Один из
известнейших центров — Пенсильванский университет. Издается ряд специальных журналов:
International Cognitive Therapy Newsletter, Cognitive Therapy and Research, Journal of Cognitive
Psychotherapy: An International Quarterly.
Теория терапии
Джеймс Прохазка и Джон Норкросс (Prochaska, p. 330-331) сформулировали основные черты
когнитивной терапии:
1) неудовлетворенность клинической теорией и результатами психоанализа;
Hosted by uCoz