Navigation bar
  Print document Start Previous page
 276 of 325 
Next page End  

Терапевт. Ставьте знак «+» в листе наблюдений всякий раз, когда сын послушался вас, и знак «-
», когда не послушался.
Если пациент жалуется: «Все люди агрессивно настроены по отношению ко мне», то терапевт
дает такой же совет — отмечать «+» или «-» каждое взаимодействие с людьми.
10. Имагинальная техника.
Пациент. Я не смогу.
Терапевт. Вообразите и попробуйте.
11. Метод разыгрывания ролей. Пример: терапевт играет роль сурового критика, встав на
позицию, с которой депрессивный пациент постоянно критикует самого себя, т. е. терапевт критикует
пациента его словами и мыслями. Пациент начинает осознавать перегибы собственной критики.
12. Метод трех колонок. В первой колонке описывается ситуация. Во второй — неадаптивные
мысли. В третьей — коррективные мысли. Этот метод позволяет исследовать неадаптивные мысли и
сформировать адаптивные.
13. Реатрибуция. При использовании этой техники пациент поощряется к формулировке и
проверке других объяснений причин событий. Данная техника особенно полезна тогда, когда пациент
во всем винит себя. Техника реатрибуции поощряет к проверке реальности и поиску адекватной
атрибуции ответственности путем проверки всех факторов, воздействующих на ситуацию.
14. Переопределение. Позволяет определить собственную проблему более адаптивным образом.
Например, утверждение «Никто не уделяет мне внимания» можно переформулировать так: «Я
нуждаюсь в том, чтобы другие протянули мне руки и позаботились обо мне».
15. Децентрация. Используется при лечении тревожных пациентов, которые ошибочно
убеждены, что находятся в центре чьего-либо внимания. У тревожных пациентов спрашивают: «Каким
образом окружающие могут читать ваши мысли?». Пациент поощряется к проверке своего
утверждения. Так, один студент очень стеснялся говорить, отвечать в аудитории, так как был убежден,
что сокурсники постоянно смотрели на него и подсмеивались. В терапии ему было дано задание
наблюдать за ними вместо того, чтобы фокусироваться на собственных эмоциях. В результате он
пришел к другим мыслям.
В когнитивной терапии используются домашние задания,
заключающиеся в том, что пациент
должен отслеживать свои автоматические мысли в той или иной психотравмирующей ситуации.
Помимо этого домашняя работа может включать чтение определенных книг, помогающих избавиться от
неадаптивных убеждений, а также прослушивание и критический анализ аудиозаписей терапевтических
сессий с целью выявления иррациональных верований.
Когнитивная терапия проводится главным образом в индивидуальной форме. Вместе с тем
используются и групповые формы работы. В группе клиенты могут попрактиковаться в освоении более
рациональных способов интерпретации групповых ситуаций и реакций на критику, отвержение и т. п.
Фокус групповой работы лежит не на отношениях между членами группы, а на
рациональности/иррациональности их мышления и поведения. Клиент должен стать «ученым»,
исследующим свое мышление, искажения в умозаключениях (только наука может отвечать на все
философские вопросы жизни), и «учеником», готовым учиться логике и позитивной жизненной
философии.
Любое психопатологическое расстройство следует свести к базовым неадаптивным мыслям
(образам) — мишеням. Например, при работе с депрессией Бек выделил четыре основные мишени:
1) мишень «астения»;
2) мишень «отчаяние и суицид»;
3) мишень «самокритичность»;
4) мишень «отсутствие удовольствия и удовлетворенности».
Показания к терапии
Бек отмечал, что когнитивный подход наиболее пригоден для людей со способностью к
интроспекции и рассуждениям о своих мыслях и фантазиях. Когнитивная терапия применяется в
случаях, когда проблему можно четко сформулировать и имеются когнитивные искажения. При этом
методом личностного роста когнитивная терапия не является. Не рекомендуется использовать
когнитивную терапию в качестве единственного средства при психотической депрессии и вообще при
психозах.
Hosted by uCoz