Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 325 
Next page End  

правила организации и трансформации сообщения;
5) достижениях кибернетики 1950-1960-х гг., «стирающих» границы между естественным и
искусственным интеллектом;
6) теории логических типов Б. Рассела.
Основатели НЛП как специалисты в области математического моделирования и
коммуникационных процессов почти конкретно восприняли популярную в те годы метафору
человеческой психики как «биокомпьютера» [В этом отношении показательна шутка, которую
приводят Стив и Коннире Адреас в своей книге «Измените ваш мозг и сохраните изменения: Новейшие
субмодальные вмешательства в НЛП»: «Человеческий мозг — единственный самоподдерживающийся и
универсальный компьютер, который может быть создан с помощью неквалифицированного труда» (с.
11).], имеющего свой специфический «язык», на котором составляются определенные «программы». С
их точки зрения, эти «программы» всегда носят адаптивную направленность и формируются за счет: 1)
уникального генетического набора; 2) закрепления внушений значимых лиц; 3) самопрограммирования
и 4) стрессовых состояний различной степени интенсивности, сопровождающихся трансом, т. е.
специфической диссоциацией психики.
Большая часть таких «программ» человеком не осознается и находит свое отражение лишь в
глубинных речевых структурах. [Глубинной структурой лингвисты называют неосознаваемую полную
и завершенную идею того, что хочет сказать говорящий. Сокращая эту глубинную структуру, чтобы
выразиться ясно, говорящий высказывает поверхностную структуру.] Поэтому основное внимание НЛП
уделяет не столько содержанию человеческого опыта, сколько его форме, а также тем процессам, с
помощью которых этот опыт оформляется в том или ином структурированном виде.
НЛП предполагает, что поскольку люди непосредственно не взаимодействуют с окружающим
миром (как минимум, опосредуя это взаимодействие через нейрофизиологические, социокультурные и
индивидуальные фильтры), то они вынуждены создавать «карты», которые используют для управления
своим поведением. Именно благодаря таким «картам» человек способен осмысливать свой опыт,
помещая его в определенный контекст. Исходя из этого, НЛП рассматривает любое человеческое
поведение (даже патологическое) сквозь призму выборов, которые предоставляет человеку его «карта».
Отсюда вытекают основные критерии оценки поведения — его адаптивность, многообразие, гибкость и
эффективность в достижении поставленных целей. Каждый человек всегда делает лучший выбор,
доступный ему в рамках собственной «карты» мира. Все внутри- и межличностные конфликты имеют в
своей основе ту или иную ограниченность «карты» мира. НЛП считает, что возможностей выбора
недостает не миру, а модели мира, которая есть у индивида.
Любой человек создает свою «карту» посредством трех универсальных моделирующих
процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Они служат адаптивным
целям, но если человек начинает принимать субъективную реальность за одну-единственную
«истинную» действительность, те же процессы ограничивают его и лишают способности реагировать
гибко.
Обобщение
— процесс, посредством которого части «карты» мира, созданной человеком,
отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по
отношению к которой данное переживание рассматривалось как пример. Так, например, мы учимся
действовать с различными предметами и ситуациями: остужать горячий чай, осторожно вести себя с
огнем и электричеством, осваивать управление машиной и т. п. Но этот же процесс может стать и
причиной ограничений. Так, несколько неудач в решении математических задач могут обобщиться в
виде убеждения об «отсутствии математических способностей» и о «гуманитарной ориентации»
ребенка. Из сексологической практики известно, что неудачный (или оцениваемый как неудачный)
первый сексуальный опыт может приводить к различным сексуальным и невротическим расстройствам.
Исключение
— процесс, посредством которого человек выборочно обращает внимание на
определенные аспекты опыта и исключает другие. Так, К. Г. Юнг описал племя, которое жило рядом с
большим водопадом и «не слышало» его рев, воспринимая свою повышенную громкость речи как
абсолютно нормальную. За счет исключения они легко и неосознанно справлялись с потоком внешних
стимулов. Точно так же этот процесс может быть и ограничивающим. Например, влюбленность и
идеализация объекта любви ограничивают как самого влюбленного, так и любимого.
Третий моделирующий процесс —
искажение. Искажение позволяет осуществлять самые
невероятные трансформации в восприятии информации. Благодаря этому люди обладают способностью
к фантазированию, творчеству, создают и понимают произведения искусства, даже выдвигают новые
научные теории. Классическим примером ограничения, которое процесс искажения налагает на
Hosted by uCoz