Navigation bar
  Print document Start Previous page
 292 of 325 
Next page End  

Затем клиента просят вспомнить, как он делал это же действие пять лет назад. Причем не
обязательно, чтобы это был конкретный и реальный пример. Поскольку клиент знает, как он делал это
пять лет назад, он может «как бы» вспомнить этот случай. Далее его просят вспомнить, как он делал это
неделю назад.
После этого выстраивается другая временная цепочка. Клиента просят подумать, что было бы,
если бы он произвел это действие прямо сейчас. Затем — через педелю, через пять лет. При этом не
имеет значения, представляет ли клиент, где он будет находиться в этот момент. Все эти события
обычно презентируются визуальным рядом (картинка, видеофрагмент или даже кинофильм). Его анализ
позволяет выявить субмодальные различия в способе организации временной линии клиента.
К. Андреас и С. Андреас приводят следующую демонстрацию извлечения данных, касающихся
линии времени (К. Андреас, С. Андреас, с. 13-14).
Терапевт. Линда, можем ли мы выявить вашу шкалу времени?
Линда. Хорошо.
Терапевт. Сначала подумайте о каком-нибудь простом поведении вроде чистки зубов,
приготовления пищи и умывания, — которое вы делали в прошлом, делаете сейчас и будете делать в
будущем.
Линда. Я выбрала чистку зубов.
Терапевт. Отлично. Мы хотим, чтобы вы подумали о моменте, когда вы чистили зубы долгое
время назад — может быть, пять лет назад.
Линда. Я не могу вспомнить какой-либо определенный момент.
Терапевт. Это хорошо. Вы знаете, что чистили зубы пять лет назад, верно? Поэтому вы можете
просто притворится, что вспомнили, как делали это пять лет назад.
Линда. Хорошо.
Терапевт. Теперь я хочу, чтобы вы подумали о том, как вы чистили зубы неделю назад...
Линда. Хорошо.
Терапевт. Подумайте о том, как вы чистите зубы сейчас... Подумайте, как вы чистите зубы
неделей позже... и подумайте о том, как вы делаете это через пять лет после настоящего момента. Мы
хотели бы, чтобы вы достигли такого ощущения, будто видите эти эпизоды одновременно, и сравнили
их... Что позволяет вам знать, что одно из них в прошлом, а другое — в будущем? Какие различия в
субмодальностях позволяют вам знать, что одно произошло долгое время назад, а другое — только
неделю назад?
Линда. Это легко. Пять лет назад я жила в другом доме, и я вижу себя в этом доме. Вот каким
образом я знаю, что это было давно.
Терапевт. Это типичный ответ. Люди склонны в первую очередь замечать различия в контексте,
но это не то, чего хотим мы. Мы хотим процессуальных различий, которые закодированы в
субмодальностях. Линда, какие другие различия вы замечаете между давним прошлым и недавним
прошлым? Если вам требуется, вы можете представить себе, что жили пять лет назад в том же доме,
чтобы вы смогли заметить только субмодальные различия. Даже если бы вы действительно жили в том
же доме, вы, очевидно, смогли бы описать разницу между временем пять лет назад и вчера.
Продолжение демонстрации.
Линда. Я не думаю, что смогла бы. Для меня это действие пять лет назад (указывает на
расстояние двух футов от себя) выглядит точно так же, как и неделю назад (указывает на меньшее
расстояние).
Терапевт. Похоже, становится понятно, как вы упорядочиваете время: вы указали на разные
места.
Линда. О, да! Я представляю, что вижу их в разных местах.
Терапевт. Замечательно. Теперь заметьте, как вы видите неделю в будущем и пять лет в
будущем.
Линда. Они тоже в разных местах. Они уходят вправо от меня. Это интересно. Будущая неделя
находится дальше от меня, чем прошлая неделя. А пять лет в будущем вообще очень далеко.
Терапевт. Блестяще. Теперь проверьте, есть ли какие-либо другие различия. Отличается ли ваша
репрезентация будущего от вашей репрезентации прошлого чем-либо еще?
Линда (делает паузу для проверки). Будущее выглядит менее детальным.
Терапевт. Это типичный способ репрезентации будущего как менее определенного, чем
прошлое. Теперь проверьте картину пятилетней давности и сравните с картиной недельной давности.
Отличается ли она чем-либо еще кроме местоположения? Проверьте размер, яркость и тому подобное.
Hosted by uCoz