Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 325 
Next page End  

Другие при сравнении обращают внимание на различия. Они часто указывают на отличительные черты
и нередко вступают в споры. Человек, который мыслит от общего к частному и обращает внимание на
различия, будет «прочесывать» информацию до мельчайших подробностей в поисках расхождений.
Если вы при этом склонны к тому, чтобы искать сходства и мыслить обобщениями, то такой человек
доведет вас до сумасшествия.
Метапрограмма процесса убеждения касается того, как человек управляет информацией и каким
образом она должна быть представлена. Некоторым доказательства необходимо представлять несколько
раз, прежде чем они убедятся в их достоверности. Других убеждает только ряд примеров. Есть люди,
которые не нуждаются в большом количестве информации: они берут несколько фактов, додумывают
другие и быстро принимают решение. Эти люди часто приходят к заключению, опираясь на весьма
незначительное количество данных, такой способ называется автоматическим паттерном. Некоторых
людей вообще невозможно убедить в чем-то до конца, им нужно предоставлять доказательство
верности того или иного решения только в виде конкретного примера, касающегося данной конкретной
ситуации, т. е. убеждать постоянно. Такой образ действия называется паттерном постоянства. И
наконец, для некоторых людей доказательство должно быть представлено загодя — за день или за
неделю.
Теоретики НЛП подчеркивают, что успех любой психотерапии зависит от того, насколько четко
сформулирован искомый результат. Психотерапевты этого направления предполагают, что чем точнее
сформулирован результат, тем лучше мозг запрограммирован на то, чтобы не упускать ни одного шанса
в ходе решения проблем.
Критериями хорошей формулировки результата является следующее: 1) он должен быть
сформулирован позитивно; 2) клиент должен играть активную роль и держать результат в разумных
пределах иод своим контролем; 3) клиент должен представлять свой результат настолько подробно,
насколько это возможно; 4) клиент должен иметь логические, эмоциональные и телесные критерии
того, что достиг желаемого; 5) пациент должен осознавать собственные ресурсы (внутренние и
внешние), необходимые для того, чтобы достичь результата; 6) результат должен иметь реальные
размеры (в случае, если искомый результат слишком велик, труднодостижим или, напротив, мелок,
недостаточно мотивирует, необходимо пройти через процесс «переформулировки» — приведения
результата к адекватным размерам); 7) результат должен быть экологичным, т. е. вписываться в более
широкие системы личности и общечеловеческих ценностей. Таким образом, хорошо
сформулированный результат реально достижим, мотивирует клиента и обязывает его к определенным
изменениям.
При калибровке и определении ресурсов, необходимых для достижения хорошо
сформулированного результата, используется техника «якоря». «Якорем» называется пусковой стимул
(триггер), по ассоциации запускающий искомое эмоциональное переживание из прошлого (наподобие
лампочки в лаборатории И. П. Павлова, стимулировавшей слюноотделение у подопытной собаки).
Последователи НЛП считают, что подобные «якоря» настолько распространены в жизни каждого
человека, что мы их практически не замечаем, хотя часто неосознанно ими пользуемся (например,
сигналы светофора, звонок будильника, интимные запахи, особые прикосновения и т. п.). «Якоря»
участвуют в формировании как полезных, так и вредных привычек, что активно используется
специалистами по рекламе.
«Якоря» возникают двумя способами. Во-первых, это происходит путем простого и длительного
повторения. Во-вторых, они появляются на пике интенсивного эмоционального переживания
(например, в результате провала важного экзамена, когда впоследствии сам вид преподавателя или
экзаменационных билетов провоцирует приступы паники, а в исключительных случаях
— фобии).
Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально
вовлечен человек, тем больше повторений ему необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.
Установка и использование «якорей» позволяет получать быстрый и эффективный доступ к
необходимым в тот или иной момент ресурсам. Обычно для этого психотерапевт просит клиента взять
какую-нибудь жизненную ситуацию, которая кажется ему трудной или непонятной, и решить, какой
ресурс он хотел бы иметь в этой ситуации. Затем клиента просят вспомнить и выбрать необходимое
эмоциональное состояние из всех переживаний, которые были у него в жизни. Такое переживание не
обязательно должно быть связано с необходимым ресурсом, это может быть любое состояние:
уверенность, смелость, настойчивость, все, что интуитивно приходит в голову клиенту.
Когда установлено, в каком ресурсе нуждается клиент, он начинает искать в своей жизни
конкретный случай, когда у него имелся этот ресурс. Из всех воспоминаний, приходящих ему в голову,
Hosted by uCoz