Navigation bar
  Print document Start Previous page
 298 of 325 
Next page End  

положительное состояние, а затем включаются оба якоря одновременно. В результате смешения
«якорей» возникает новое состояние. Для этого, во-первых, идентифицируется проблемное состояние и
доступное мощное ресурсное состояние у клиента. Сначала «извлекается» позитивное состояние и
калибруются его невербальные признаки так, чтобы его можно было быстро и четко отличить. Это
состояние «заякоривается» и проверяется с помощью откалиброванных невербальных признаков. Во-
вторых, та же самая процедура проделывается с негативным состоянием. В-третьих, терапевт заставляет
клиента по очереди пройти через каждое состояние, попеременно используя якоря и повторяя примерно
следующее: «Порой вы чувствуете себя так (включается негативный якорь), но в этих ситуациях вам
лучше чувствовать себя вот так (включается позитивный якорь)». Это повторяется несколько раз. Как
только промежутки между состояниями достигнут минимального предела, а интенсивность самих
состояний будет на пике, включаются оба якоря одновременно. Если момент выбран правильно, по
невербальным признакам легко судить о смещениях, происходящих в сознании клиента. Как только они
начинают свидетельствовать о спаде, убирается вначале негативный, а затем позитивный якорь.
Психотерапевт может легко проверить свою работу либо попросив клиента вернуться в
проблемное состояние, либо просто попробовав включить негативный якорь. При правильно
выполненной технике клиент войдет либо в промежуточное состояние между позитивным и
негативным состояниями, либо в абсолютно новое состояние, либо на нем отразятся признаки перехода
в позитивное состояние.
Для экологической проверки полученных изменений клиента просят подумать о ситуации в
ближайшем будущем, в которой предположительно могут возникнуть негативные ощущения, и в
воображении пройти через эту ситуацию, наблюдая за собственным состоянием. Если выбранного
позитивного ресурса оказывается недостаточно, проводится поиск дополнительных ресурсов, которые
«заякориваются» на том же месте, что и первый позитивный ресурс.
Одной из самых известных техник НЛП является рефрейминг. [Рефрейминг (от англ. frame
рамка, остов, скелет) — переформирование. Создателем теории фрейма является американский
специалист в области искусственного интеллекта М. Минский. По его мнению, процессы человеческого
мышления базируются на хранящихся в памяти людей многочисленных структурах данных — фреймах,
с помощью которых человек осознает зрительные образы (фреймы визуального восприятия), понимает
слова (семантические фреймы), рассуждения, действия (фреймы-сценарии) и повествования (фреймы-
рассказы).] Он связан с таким свойством человеческой природы, как оценивание, т. е. помещение
определенного объекта или события в некий контекст (так называемую рамку). Считается, что смысл
любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено. Изменение рамки приводит к
изменению смысла, что, в свою очередь, меняет программы сознания и поведения. Рефрейминг — это
способность человека помещать события в самые различные рамки. [Способность к рефреймингу
активно используется в сказках и анекдотах. Почти все они начинаются с того, что помещают события в
определенную рамку, а затем внезапно и резко изменяют ее, тем самым придавая им другой смысл и
вызывая нужную эмоцию. Принцип изобретений в науке и создания новых шедевров в искусстве также
основан на рефрейминге.] Выделяют два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и
рефрейминг содержания. Поскольку практически любое поведение может быть полезным в
определенном контексте, рефрейминг, осуществляемый в НЛП, ориентирован на то, чтобы найти ту
рамку, в которой это поведение является подходящим, и выработать более адекватное поведение для
первоначального контекста.
Рефрейминг контекста лучше всего работает в случае с утверждениями типа: «Я слишком...»
или «Я бы хотел прекратить...». Для этого психотерапевт работает с двумя вопросами — «Когда это
поведение было бы полезным?» и «При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?».
Так, педантичность и пунктуальность могут быть ценными деловыми качествами, но при этом
приводить к конфликтам в семейной жизни. И напротив, умение воспринимать жизнь и вести себя как
ребенок способствует близким межличностным отношениям, но вряд ли будет полезным в работе.
Содержание опыта — это то, на чем клиент сосредоточивает внимание, придавая то значение,
которое ему нравится. Рефрейминг содержания применяется к утверждениям типа: «Я начинаю...,
когда мне делают...» или: «Если..., то я...». В этом случае терапевт оперирует вопросами: «Что еще
может означать такая ситуация?», «Какова позитивная направленность этого поведения?» и «Как еще
можно описать это поведение?». [В качестве ярких примеров рефрейминга содержания можно привести
политику и рекламу. Так, хорошие экономические показатели могут быть представлены либо как
частные примеры, демонстрирующие всеобщую тенденцию к спаду экономики, либо как проявление
экономического роста, в зависимости от того, какая идеологическая концепция нуждается в
Hosted by uCoz