Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 325 
Next page End  

В. Фейербейрн, полностью отвергая биологизм классической теории Фрейда, предложил теорию,
основанную на понятии центрального Эго, ищущего связи с объектами, в которых оно может найти
поддержку. В своей работе 1941 г. «Пересмотренная психопатология неврозов и психоневрозов» он
описал психическое развитие личности в терминах объект-отношений, утверждая, что психозы и
неврозы отличаются не регрессиями к тем или иным стадиям развития, а использованием различных
приемов на протяжении второй стадии развития — переходной стадии, или стадии квазинезависимости.
Придавая фундаментальное значение событиям двух оральных стадий (и, заметим, полностью отвергая
анальную и фаллическую стадию), он пишет, что во время первой стадии, стадии инфантильной
зависимости, младенец объективно полностью зависит от естественного объекта материнской груди,
а в связи с этим первоначально в его отношении к ней нет амбивалентности. Но неизбежный опыт
фрустрации и отказов с ее стороны ведет к шизоидной позиции, во время которой эго младенца
расщепляется на три части. Две из них — либидное Эго (соответствующее Ид в классической теории) и
антилибидное Эго, или внутренний диверсант (менее точно соответствующее Супер-эго)
оказываются связанными с двумя противоположными восприятиями груди: как принимаемого
(побуждающего) объекта и как отвергаемого (отвергающего) объекта соответственно. Третья часть Эго
младенца становится центральным Эго (которое соответствует понятию Эго в классической теории).
По мнению Фейербейрна, шизофрения и депрессия этиологически связаны с нарушениями
развития во время стадии инфантильной зависимости. В общих чертах этот процесс сводится к
следующему.
В период ранней оральной стадии, пока материнская грудь является хорошей, ее содержимое
инкорпорируется. Но в условиях фрустрации возникает тревога по поводу того, что объект вместе с его
содержимым может быть инкорпорирован и, таким образом, уничтожен. Поскольку на этой стадии
амбивалентной ситуации еще нет, проблема, стоящая перед фрустрированным младенцем, заключается
в том, что он мог непреднамеренно разрушить свой любимый объект и что, следовательно, его любовь
деструктивна и опасна. Это формирует основание шизоидных реакций у индивида, которые в
дальнейшем проявляются в том, что человек на протяжении всей жизни будет испытывать
опустошающее чувство, будто его любовь плоха и деструктивна, вследствие чего он будет склонен
избегать глубоких эмоциональных взаимоотношений.
В период поздней оральной стадии естественный объект становится матерью с грудью, и когда
он представляется плохим, он может быть покусан, а его плохой аспект инкорпорирован с целью
установления над ним контроля. Амбивалентность с ее путаницей между любовью и ненавистью в этот
период вызывает во фрустрированном младенце основную проблему, заключающуюся в том, как
любить объект, не разрушая его ненавистью. Это служит основанием депрессивных реакций,
проявляющихся в ощущении индивида, что его любовь по меньшей мере хороша, и следовательно, он
сохраняет способность поддерживать отношения с окружающими объектами, однако при этом эти
отношения всегда будут амбивалентно окрашенными.
Неврозы же, с точки зрения Фейербейрна, отражают действие различных приемов на
протяжении следующей, переходной стадии, или стадии квазинезависимости, когда ребенок
достигает частичной независимости от матери, манипулируя принимаемыми и отвергаемыми
объектами, созданными в период шизоидной позиции. При обсессивном приеме он представляет, что
оба объекта находятся внутри него, и в связи с этим достигает определенной степени независимости за
счет осуществления контроля над «плохим» (отвергаемым) объектом. В случае истерического приема
он представляет, что принимаемый объект находится вовне, а отвергаемый — внутри него. При
фобическом приеме он представляет, что принимаемый и отвергаемый объекты находятся вовне.
Наконец, при параноидном приеме принимаемый объект представляется внутри, а отвергаемый —
снаружи.
Третьей и последней стадией Фейербейрн считал стадию зрелой зависимости, для которой
характерна установка давания, когда как принятые, так и отвергнутые объекты уже
экстериоризированы.
Рене Спитц, исследуя младенцев в детских домах, подчеркивал важность аффективной
взаимности матери и младенца,
благодаря которой в любых отношениях (в том числе и
психотерапевтических) стимулируется познавательная активность и интеграция знаний и навыков. Под
взаимностью он понимал многоуровневый невербальный процесс, оказывающий влияние как на
субъекта, так и на объект и включающий аффективный диалог, который является чем-то большим, чем
просто привязанность.
Дальнейший шаг вперед по пути разработки теории объектных отношений сделал английский
Hosted by uCoz