Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 325 
Next page End  

картинку. Затем требуется резко и максимально быстро заменить большую картинку маленькой, сделав
последнюю большой, яркой и контрастной. После этого делается непродолжительная пауза, а затем
«внутренний экран» очищается и картинки «взмахиваются» снова. Для достижения устойчивого
результата рекомендуется проделывать это не менее пяти раз.
Результат «взмаха» проверяется следующим образом: клиента просят вызвать первый,
проблемный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то
образ будет тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным.
При использовании техники «взрыва» клиента просят подумать о проблеме, связанной с
навязчивыми мыслями или действиями. После этого его просят подумать о желании, не носящем такого
характера, к которому он относится более-менее безразлично. Так определяется, какие именно
субмодальности формируют навязчивое состояние и какие — нейтральное отношение. В завершение
производится «взрыв» доминирующей субмодальности, формирующей навязчивость. Это либо
одноразовое мощное усиление доминирующей субмодальности до такой степени, что
кинестетическая реакция превышает верхний порог и «лопается» вместе с навязчивостью, либо метод
«храпуна», заключающийся в быстром и многократном повторении усиления-ослабления
доминирующей субмодальности. Повторения идут последовательно и быстро, пока что-то не
«лопается».
В заключение отметим, что психотерапия может существовать на различных уровнях. Один из
них — когда личность является активным участником психотерапевтической работы, выступая при
этом не как объект психотерапевтических манипуляций, а как активный субъект самоизменения. При
этом если мы заменим понятие «личность» на более подходящее, но менее психологичное понятие
«душа», а соответственно представим психотерапию как работу с душой, а не с личностью, то с этой
точки зрения любое проникновение в чужую душу без сочувствия, сопереживания, участия, понимания,
любви и т. п. является грехом. В этом отношении психологические модели психотерапии,
рассмотренные в предыдущих главах, прямо или косвенно отражают новую, субъектную позицию
человека в психотерапии. Особенно это касается экзистенциально-гуманистических и
экспериментальных подходов.
Вместе с тем психотерапия представляет собой и некоторое техническое, профессиональное
воздействие на поведение, содержательные и структурные особенности когнитивных процессов,
эмоциональные и интеллектуальные структуры и т. п. В этом случае личность начинает
рассматриваться сугубо с утилитарно-практических позиций, а понятие души становится вообще
неприменимым. Однако от этого инструментальные модели психотерапии не теряют своей значимости;
напротив, они свободно могут выходить на первый план, особенно если психотерапевт сталкивается с
симптоматическими нарушениями, для ликвидации которых не требуется глубинного проникновения в
личность. Кроме того, появление инструментальных моделей в психотерапии отражает дух времени,
для которого характерны «логико-позитивистский, ультрасциентистский подход, упор на
механистическую и детерминистскую точку зрения, которая... превращает человека в простой объект...»
(Тиллих, Роджерс, с. 135).
Приложение
БИАС-тест для определения репрезентативных систем
Инструкция. Ниже приведены утверждения с несколькими вариантами окончания каждое.
Проранжируйте все варианты окончания каждого утверждения по степени того, насколько они вам
подходят: от 4 баллов варианту, который подходит вам в наибольшей степени, до 1 балла варианту,
который вам совершенно не подходит. Результаты занесите в бланк ответов.
1. Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на:
а) своих эмоциях, чувствах;
б) том, как, я слышал, решаются подобные вопросы;
в) том решении проблемы, которое кажется мне наилучшим;
г) тщательном изучении проблемы и фактов.
2. Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего
действует:
а) интонация речи, голос собеседника;
Hosted by uCoz