Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 325 
Next page End  

5) отношения между Я анализируемого и Я-объектом, т. е. Я-функцией психотерапевта,
неизбежно неполны. А поскольку попытка установить полную эмпатическую гармонию с
анализируемым обречена на неудачу, имеют место регрессии Я и симптоматика, понимаемые как
продукты дезинтеграции;
6) путем своего эмпатического резонанса психотерапевт чувствует обоснованные потребности
пациента в его функции Я-объекта, которые погребены под искаженными манифестациями. Он
проясняет ход событий и корректирует свое собственное недопонимание;
7) целью психотерапии является трансформация функции Я-объекта аналитика в функцию Я
анализируемого —
трансмутационная интернализация. При этом укрепление структуры Я не
означает никакой независимости от Я-объектов; напротив, это означает большую способность находить
их и использовать.
Применение этих положений к процессу психотерапии расстройств невротического круга ведет к
следующей структуре фаз:
1) фаза общих упорных сопротивлений;
2) фаза эдиповых переживаний в традиционном смысле, в котором доминируют переживания
тяжелой кастрационной тревоги (эдипов комплекс);
3) возобновление фазы тяжелого сопротивления;
4) фаза дезинтеграционной тревоги;
5) фаза легкого беспокойства, перемежающегося с радостными предчувствиями;
6) завершающая фаза, для которой Кохут предлагает термин «эдипова стадия», с тем чтобы
указать на ее роль здорового и зрелого шага в направлении развития, начало устойчивого,
дифференцированного в соответствии с полом Я, что обещает творчески продуктивное будущее.
Сам Кохут указывает, что одно из теоретических положений, лежащих в основе этой
классификации фаз, заключается в том, что процесс анализа обычно идет от поверхности вглубь. Из
этого он делает вывод, что последовательность переносов обычно повторяет последовательность
развития в обратном порядке. Соответственно конечная цель этой процессуальной модели состоит в
том, чтобы продемонстрировать пациенту, что в мире действительно существует поддерживающее эхо
эмпатического резонанса.
Критика, которой подвергают эту процессуальную модель X. Томэ и X. Кэхеле, состоит в том,
что используемый во всех работах Кохута объясняющий механизм является современным вариантом
принципа безопасности. На место инстинктивного желания помещается регуляция отношений со
значимым другим, который при этом понимается в соответствии с теорией нарциссизма.
У. Мозер представил теорию регулирования психических процессов, в которой объектные
отношения, аффекты и процессы защиты описаны с использованием терминологии, обычно
применяемой в моделях искусственного интеллекта. В этой модели взаимоотношения пациента и
психотерапевта понимаются как взаимодействие двух процессуальных систем, действующих в
соответствии с явными и неявными правилами. [В качестве примера процессуальной системы можно
представить вторую топику, в которой взаимодействуют три регулирующих контекста — Эго, Суперэго
и Ид. Под «контекстом» понимается «свободная группировка аффективных когнитивных функций,
взаимодействие которых является более или менее напряженным» (цит, по: Томэ, Кэхеле).] Основное
положение этой модели заключается в том, что психотерапевт и пациент постоянно создают образы
(модели) состояния регулирующей системы, как своей собственной, так и других, и их предполагаемого
взаимодействия. Важной особенностью модели является то, что устанавливается специальный
регулирующий контекст для создания и поддержания взаимоотношений, в него входят желания и
правила для реализации взаимоотношений. Правила, управляющие отношениями, включают также те,
которые принадлежат к коммуникативным «жестким конструкциям», регулирующим взаимодействие.
Такие правила не представляют интереса для психотерапевтического процесса, кроме тех случаев, когда
они серьезно нарушены и проявляют себя в качестве патологических явлений. Общее клиническое
значение имеют так называемые Я-релевантные правила отношений, которые важны для поддержания
стабильности всей регулирующей системы. Им подчинены объект-релевантные правила, следующие за
данными социальными правилами отношений. Первое понимание переноса ведет к различению этих
двух наборов правил: перенос происходит только там, где вовлечены Я-релевантные правила.
Согласно этой модели, психотерапевтический процесс начинается тогда, когда пациент
стремится получить помощь от регулирующей способности аналитика. Он делает это своим типичным
путем, определяемым его развитием. Задачей психотерапевтического процесса служит прояснение
бессознательно возникающих ожиданий, которые пациент связывает с терапевтом. Для этой цели в
Hosted by uCoz