Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 325 
Next page End  

небывалое для прежних моделей психопрактики (преимущественно поведенческого и суггестивного
характера) место в европейской цивилизации и до сих пор остается одним из наиболее признанных и
влиятельных направлений не только психологии, психотерапии и медицины, но и гуманитарного знания
в целом. Поэтому неслучайно в отечественной и зарубежной научной литературе в качестве синонимов
психодинамической терапии зачастую выступают такие термины, как «психоаналитическая
психотерапия», «исследовательская психотерапия», «психотерапия, ориентированная на инсайт» и т. п.,
в той или иной степени подчеркивающие принадлежность данного вида психотерапии к
психоаналитическим принципам понимания человеческой психики.
С другой стороны, творческое развитие теории и практики психоанализа привело к
возникновению разнообразных форм психотерапевтической практики, оперирующих понятиями и
концепциями энергий, сил и конфликтов между ними, но в ряде случаев достаточно серьезно
отходящих от ортодоксальной традиции.
Такая ситуация привела к тому, что до сих пор как у психоаналитиков, так и у представителей
других направлений существует тенденция отождествлять психоанализ и психодинамическую терапию.
Действительно, и психоанализ, и психодинамическая терапия используют психоаналитическое
понимание функционирования психики человека; оба вида лечения пытаются изменить поведение
терапевтическим путем с помощью таких психологических методов, как конфронтация, прояснение и
интерпретация; оба требуют интроспекции со стороны пациента и эмпатического понимания со
стороны терапевта; оба обращают пристальное внимание на контрперенос. Но психоанализ в основном
полагается на интерпретации,
сосредоточивает внимание на развитии аналитических отношений,
трактуя последние как закрытые с момента возникновения «невроза переноса», а также исходит из
стандартизированных представлений о внешней среде, что выражается в использовании таких
терминов, как «достаточно хорошая мать» или «среда умеренных ожиданий». Психодинамические
формы психотерапии, напротив, зачастую подчеркивают особенности реальной жизни пациента и
минимизируют рассмотрение аспектов взаимоотношений «терапевт-пациент» (при условии, что они не
препятствуют проведению терапии). Кроме того, психодинамические формы психотерапии, помимо
традиционных, используют такие методы, как поддержка, совет, изменения в непосредственном
окружении пациента и т. д. На первый взгляд эти теоретические расхождения незначительны, но они
приводят к существенным различиям в практике.
В связи с этим психодинамическое направление в психотерапии сегодня можно представить в
форме континуума, на одном из полюсов которого располагается психоанализ как герменевтический
метод, концентрирующийся исключительно вокруг фантазий и их латентного (скрытого) содержания, а
другой занимает однократная поддерживающая сессия. При этом необходимо отметить, что разница в
местоположении на континууме не является качественным или количественным показателем отличия
той или иной формы психодинамической терапии. Так, краткосрочная психотерапия (пока наиболее
приемлемая и распространенная форма терапии в постсоветском пространстве) в силу своих временных
ограничений требует от психотерапевта не меньших, а порой и больших знаний и умений в области
работы с личностью.
Таким образом, под психодинамической терапией понимаются различные формы терапии,
базирующиеся на основных положениях психоаналитического учения и соответственно акцентирующие
внимание на влиянии прошлого опыта (психотравм, аффектов, фантазий, поступков и т. п.),
формировании определенной манеры поведения (психологических защит, искажений восприятия
партнеров по общению, межличностному взаимодействию), которая приобрела повторяемость и, таким
образом, воздействует на актуальное физическое, социальное и психическое благополучие человека.
Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии
Как уже отмечалось, генезис теоретических представлений и методических приемов
психодинамической терапии неразрывно связан с историей развития психоанализа. Становление
психоаналитического учения, в свою очередь, наиболее полно может быть понято только сквозь призму
жизненной динамики биографии его основателя — Зигмунда Фрейда и тех клинических случаев,
которые послужили основой для создания аналитических построений (Анна О., Дора, маленький Ганс,
Человек-волк, Человек-крыса и др.). Кроме того, как отмечает современный психоаналитик X. Томэ,
«профессиональное мышление и действия психоаналитика рождаются и развиваются в контексте его
личной жизненной истории и в дискуссиях с работами Фрейда, которые переплетены с духовной
Hosted by uCoz