Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 325 
Next page End  

способ — готовность разделить позицию пациента по некоторым вопросам, имеющим для него большое
значение.
Необходимо отметить, что как самораскрытие, так и советы являются теми аспектами
поддерживающей терапии, которые делают ее «необратимой». Если пациент диагностирован
неправильно, психотерапевт уже не сможет стать снова непроницаемым для него. Терапия может
смещаться от вскрывающей к более экспрессивной или от экспрессивной к более поддерживающей
(если первоначальный диагноз был слишком оптимистичным), но терапевт не сможет восстановить
свою способность анализировать перенос после того, как пациент видел его «подлинным».
Таким образом, с людьми психотического уровня следует вести себя более авторитетно (по не
авторитарно), чем с высокофункционирующими пациентами. Действуя наравне, но профессионально
более компетентно, психотерапевт позволяет напуганным пациентам почувствовать себя более
защищенными. Естественно, что терапевт должен быть по-настоящему уверенным в правильности
предлагаемых решений. В этом случае по ходу терапии даже самые нарушенные пациенты убеждаются
в том, что находятся в безопасности, и решаются высказывать собственное мнение, что способствует
развитию их психологической независимости.
Вторым аспектом поддерживающей терапии является просветительская роль психотерапевта.
У людей психотического уровня существуют зоны сильного когнитивного замешательства, связанные с
эмоциями и фантазиями. Как показывают многочисленные исследования семейной динамики
шизофрении, психотические пациенты выросли в системах, где использовался очень противоречивый и
сковывающий эмоциональный язык: члены семьи могли говорить о любви, а вести себя с ненавистью и
т. д. В результате пациентам психотического уровня необходимо объяснять, что чувства — это вполне
естественные человеческие реакции, что они отличаются от действий, что часто они тесно переплетены
с фантазиями. Кроме того, до психотических пациентов очень важно донести представление о том, что
их уникальные пугающие чувства могут быть универсальными и понятными многим другим людям.
Одним из компонентов просветительской роли является нормализация чувств, разрушающих
пациента или воспринимаемых им как проявления болезни. При таком подходе терапевт обращается ко
всей накопленной человечеством мудрости, обобщая в интересах пациента все, что ему известно о
человеческой психологии. Н. Мак-Вильямс приводит следующий пример: одна из ее пациенток очень
встревожилась, когда обратила внимание на ноги терапевта, открывавшей окно, и пришла от них в
восхищение. Она забеспокоилась, что это признак лесбиянства. Мак-Вильямс отмечает, что при работе
с менее нарушенной пациенткой ее можно было бы попросить проследить свои ассоциации, что
выявило бы ряд скрытых аспектов личности. Но поскольку она имела дело с маниакально-депрессивной
пациенткой, в испуге ожидавшей крайне негативной реакции терапевта, терапевту пришлось сообщить,
что ей лестно такое замечание. Далее она сказала, что на основании истории пациентки заключает, что
она не лесбиянка, хотя у любого человека возникают сексуальные чувства по отношению к людям
обоих полов, но у большинства это остается на бессознательном уровне. Таким образом, она
представила беспокойство пациентки в новом контексте, рассмотрев его в качестве еще одного примера
ее повышенной чувствительности.
Активная образовательная позиция благотворно влияет на эмоциональное равновесие
психотически встревоженного человека, поскольку смягчает его ужас перед психическим заболеванием.
Кроме того, такая позиция «включает» пациента в более сложный психологической мир. Учитывая, что
многих людей, обладающих симбиотической структурой личности, с детства определяли как
ненормальных, такое доброжелательное участие само по себе оказывает на них корректирующее
воздействие. В связи с этим в просветительской беседе важнее передать общую надежду на
возможность понимания, чем быть предельно точным. Поскольку никогда ничего нельзя знать точно,
лучше смягчать формулировки, называя подобного рода объяснения «догадками» или
«предварительными гипотезами».
Подобный стиль воздействия первоначально был разработан для детей, у которых примитивные
предубеждения сочетаются со страхами регрессии, и получил название восходящей реконструкции
(восходящей интерпретации). Эти названия указывают на отличие дайной интерпретации от
интерпретаций, применяемых с пациентами невротического уровня, когда работа идет «вглубь» и
направлена на защиту, ближайшую к осознанию. При восходящей интерпретации терапевт прямо
вскрывает глубинный материал, проговаривает его содержание и объясняет, почему данный материал
вошел в жизненный опыт пациента.
Третьим принципом поддерживающей терапии является первоочередная интерпретация
чувств и стрессов, а не защит. Например, психотерапевту, работающему с глубоко нарушенными
Hosted by uCoz