Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 325 
Next page End  

или нация. Только в 1963 г. Ф. Редл связал идеи, высказанные в его работах, с психодинамической
теорией групповой психотерапии.
Между тем Дж. Рутан и У. Стоун отмечают, что знаменитые
психоаналитические встречи по средам, которые проходили с участием многих известных пионеров
психоанализа и которые чаще всего возглавлял З. Фрейд, были «наиболее близки к реальной групповой
психотерапии». Наряду с теоретическими дискуссиями и обсуждением практических случаев в них
возник прецедент использования психоанализа в психотерапевтических целях, так как один из их
основателей и активных участников, В. Штекель, в то же время был пациентом Фрейда. Любопытно,
что, как следует из протоколов Венского психоаналитического общества, встречи приобрели «слишком
эмоциональный характер» и прекратились в период бурного конфликта между Фрейдом и А. Адлером.]
Так, в «Массовой психологии и анализе человеческого Я» З. Фрейд писал: «В психической жизни
человека всегда присутствует "другой". Он, как правило, является образцом, объектом, помощником
или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и
психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле» (Фрейд, 1991, с. 71).
Первоначально Фрейд подчеркивал, что группа отличается от простого собрания людей
наличием цели и руководства и что люди объединяются в группы на основе создания общего Я-идеала,
воплощенного в лидере группы. Этот процесс приводит к взаимной идентификации и интроекции
людей в группах, т. е. к формированию «либидинозной конституции массы».
Взаимная идентификация приводит к процессам регрессии и дедифференциации, в
соответствии с которыми члены группы перестают обладать индивидуальностью, но стремятся к
достижению общих целей. Это помогает объяснить тот факт, что включение в группу амбивалентно, т.
е. может одновременно вызывать как чувство радости, так и чувство страха.
Кроме того, Фрейд сравнивал отношения членов группы к лидеру с любовными отношениями,
когда объект любви рассматривается как идеал и наивысшая ценность. «При влюбленности большая
часть нарциссического либидо перетекает на объект. В некоторых формах любовного выбора очевиден
даже факт, что объект служит заменой никогда не достигнутого собственного "Идеала Я". Его любят за
совершенства, которых хотелось достигнуть в собственном "Я" и которые этим окольным путем хотят
приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма» (Фрейд, 1991, с. 109).
Наиболее ярким примером служат церковь и армия. «Нет никакого сомнения, что связь каждого
члена церкви с Христом является одновременно и причиной связи между членами массы. Подобное
относится и к войску; полководец — отец, одинаково любящий всех своих солдат, и поэтому они
сотоварищи. В смысле структуры войско отличается от церкви тем, что состоит из ступенчатого
построения масс... Правда, и церковь выработала подобную иерархию, но она не играет в ней той же
экономической роли, так как за Христом можно признать больше осведомленности и озабоченности об
отдельном человеке, чем за полководцем-человеком» (Фрейд, 1991, с. 93-94).
Впоследствии, в работе «Неудовлетворенность культурой», Фрейд стал говорить о том, что не
менее важен и «агрессивный компонент человеческих влечений», борьбе с которым во многом
подчинено как объединение людей в группы, так и развитие человеческой культуры в целом.
Соответственно образование групп, по Фрейду, преследует две цели: 1) идеализацию и концентрацию
либидо и 2) противостояние и овладение деструктивностью.
Идеи основателя психоанализа о фундаментальном значении межличностного подхода развил и
углубил один из представителей американской психодинамической школы «неофрейдистов» Гарри
Салливан, в середине XX в. создавший интерперсональную теорию личности и межличностную
теорию психиатрии. Мы коснемся лишь некоторых положений этих теорий, так как сформулированные
в них понятия, как замечает И. Ялом, до сих пор «чрезвычайно полезны для понимания
психотерапевтического процесса в группе» (Ялом, с. 40).
Гарри Стэк Салливан родился на ферме близ Нью-Йорка в 1892 г. В 1917 г. он окончил
Чикагский колледж медицины и хирургии, где получил степень доктора медицины. Во время Первой
мировой войны Салливан некоторое время служил в вооруженных силах, после чего работал как врач в
Федеральном совете профессионального образования, затем в Службе народного здоровья. Еще в
период обучения в колледже, заинтересовавшись психоаналитическими идеями, он прошел курс
терапии (75 часов), продолжив его в 1923 г. дидактическим психоанализом у Клары Томпсон (ученицы
Ш. Ференци), с которой в дальнейшем сотрудничал около 25 лет.
В 1922 г., начав психиатрическую практику в госпитале св. Елизаветы в Вашингтоне, Салливан
познакомился с идеями и деятельностью лидера американской школы нейропсихиатрии Уильяма
Алансона Уайта. Впоследствии Салливан занимался групповым лечением шизофрении, а затем создал
центр по исследованию и лечению обсессивных процессов. Салливан заслужил славу основателя
Hosted by uCoz