Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 325 
Next page End  

мысли авторов, должен обязательно включать: 1) либидинальные фиксации; 2) объектные отношения;
3) уровень когнитивного развития.
Либидинальные переживания в группах чаще всего связаны с оральными и анальными
фиксациями. Преэдипальные чувства, а также эмоции, связанные с объектными отношениями,
проявляются в страхе утраты собственного «Я» и психологических механизмах защиты по типу
проективной идентификации, проекции и отрицания. Когнитивные процессы проявляются в первичных
(образных) [Однако такие патологические проявления первичных когнитивных процессов, как утрата
ориентировки во времени, пространстве, собственной личности и окружающих людях, наличие
продукции в виде бреда и галлюцинаций, характеризующие психотические расстройства, в группе
встречаются крайне редко.] и вторичных (вербально-символических) формах.
Многообразие и количество возникающих на разных этапах межличностных связей между
участниками группы создает уникальные возможности для более яркого и объемного проявления как
вертикальных (т. е. связанных с родительско-детскими отношениями), так и горизонтальных (т. е.
связанных с отношениями между детьми) переносов. Динамика трансферентных процессов обычно
носит следующий характер: от горизонтальных переносов к вертикальным.
Анализ индивидуальных особенностей развития, проявляющихся в особенностях регрессивных
переживаний, позволяет находить скрытые мотивы, лежащие в основе стиля общения, свойственного
каждому из участников. Для этого в процессе работы психотерапевт старается не допускать, чтобы один
из членов группы постоянно оказывался в центре внимания. Признаком необходимости перевода
фокуса внимания группы на другого участника является необходимость интерпретации переноса или
защиты для конкретного участника группы в тот или иной момент. Отметим, что при этом терапевта
прежде всего должна интересовать реакция участника группы на производимую интерпретацию его
материала, а не реакция группы в целом. Как замечают Вольф и Шварц, если он не станет этого делать,
его аналитическая работа будет неэффективной.
Характерно, что групповой аналитик должен интересоваться не столько тем, чтобы объединить
усилия членов группы, сколько тем, чтобы укрепить их Эго. Фокус его интереса должен включать в
себя не общегрупповые переживания и иррациональные проекции, а актуальные мысли, чувства,
представления и поведение членов группы. Поэтому авторы подчеркивали, что на основании опыта,
полученного при работе в группе, пациенты должны учиться самостоятельно интерпретировать
содержание своих отношений с другими людьми, тем самым выступая в роли собственных
психотерапевтов. Вольф даже экспериментировал с так называемыми «альтернативными сеансами»
— психотерапевтическими сессиями без фасилитатора, на которых участники могли позволить себе
большую степень самораскрытия, а группа — взять на себя некоторые функции психотерапевта.
Таким образом, все эти пионеры в области групповой психоаналитической психотерапии по-
разному использовали то обстоятельство, что групповая ситуация стимулирует проявление одних
бессознательных процессов и тормозит другие. В связи с этим многие из них рекомендовали сочетание
групповой и индивидуальной психоаналитической терапии. Впоследствии все большее внимание
исследователей привлекали специфические терапевтические факторы группового процесса, такие как
групповая поддержка, взаимные идентификации участников группы, проверка реальности в группе и т.
д.
Один из последователей М. Кляйн, Уилфред Байон, применил теорию объектных отношений
для непосредственного изучения групповых процессов, создав модель «группы как целого»,
известную также под названием Тавистокской модели.
Байон начал работать с группами, будучи во время Второй мировой войны, директором
реабилитационного центра психиатрического госпиталя перед которым ставилась задача в кратчайшие
сроки возвращать военнослужащих в строй. Решив рассматривать реабилитацию как групповую
проблему, он организовал специализированное отделение, в котором на протяжении шести недель
реализовывал определенную реабилитационную программу. В нее входила, помимо ежедневного часа
физических упражнений, работа в группах «по интересам» (обучение ремеслам, занятия творчеством и
т. п.). Кроме того, ежедневно проводились совместные встречи пациентов, сотрудников и управленцев,
где обсуждались реабилитационные программы, связанные с ними проблемы и пути их решения.
Позже, в Тавистокской клинике Лондона, Байон стал работать с малыми группами пациентов (в
которые входили и несколько его коллег, интересовавшихся групповой психотерапией). [Хотя работа с
этими группами продолжалась недолго, его публикации, посвященные анализу данной работы,
приобрели настолько широкую популярность, что фамилия «Байон» превратилась в своеобразное
нарицательное имя для обозначения психодинамического подхода в групповой психотерапии.]
Hosted by uCoz