Navigation bar
  Print document Start Previous page
 189 of 298 
Next page End  

расстройствах используется в двух вариантах: в форме индивидуальной и групповой психотерапии
(Карвасарский Б.Д., Исурина Г.Л., Ташлыков В.А., 1998).
Задачи индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии по сути
дела отражают поэтапный характер психотерапевтического процесса: от изучения личности пациента (и
пациентом, т.е. от самопознания) через осознание к изменению — коррекции нарушенных отношений
больного и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов. При этом в
конечных задачах психотерапии фиксируются три плоскости изменений: когнитивная, эмоциональная и
поведенческая, сам же процесс связан скорее с когнитивным планом. Это, по-видимому, обусловлено
тем, что изначально задачи личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии
формулировались, исходя из специфических особенностей индивидуальной психотерапии.
Индивидуальная психотерапия строится на диадном общении, инструментом воздействия здесь
выступает лишь психотерапевт, что ограничивает диапазон реального эмоционального взаимодействия
и вариантов поведения как в количественном плане, так и в качественном (отношения врача и пациента,
по меньшей мере на протяжении длительного периода, не являются отношениями равных людей,
иными словами, контур взаимодействия врач — больной является скорее «вертикальным»).
В групповой психотерапии, при которой инструментом воздействия
выступает
психотерапевтическая группа, существует ситуация реального эмоционального взаимодействия,
реального поведения, в которую систематически включаются пациенты с широким диапазоном
различных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих реакций, находящихся при этом в
относительно равной позиции по отношению друг к другу («горизонтальный» контур взаимодействия).
Эти особенности, вероятно, все же уменьшают (но вовсе не исключают) возможности непосредственной
коррекции эмоциональной и поведенческой сфер в достаточно широком объеме в процессе
индивидуальной психотерапии, перенося центр тяжести на сферу интеллектуального осознания.
Следует подчеркнуть, что речь идет не об исключении указанных сфер из психотерапевтического
процесса, а об опосредованном характере этой работы. Непосредственное обращение к эмоциональным
и поведенческим стереотипам, «сиюминутным» реакциям ограничивается в данном случае
взаимоотношениями врач — больной (хотя тщательная работа с этой проблематикой может также
иметь решающее значение для эффективности психотерапии).
Исходя из специфики индивидуальной психотерапии, можно более конкретно определить ее
задачи в каждой из указанных сфер.
1.
Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект). В отличие от групповой
психотерапии, в которой ведущей ориентацией является интеракционная, индивидуальная
психотерапия в значительно большей степени ориентирована биографически, из чего вытекает и другое
различие в материале осознания: групповая психотерапия относительно в большей степени
ориентирована на интерперсональное осознание (во всяком случае исходит из него), а индивидуальная
— на историческое. Именно поэтому в центре внимания индивидуальной психотерапии оказывается
биографический материал.
На основании анализа своей биографии пациент может осознать: 1) каким образом он ведет себя
с окружающими в течение длительного времени (в данном случае осознанию могут подлежать
отрицательные способы интерперсонального поведения, т.е. те, которые вызывали у пациента
негативные переживания); 2) мотивы своего поведения, особенности своих отношений, установок,
эмоциональных и поведенческих реакций; 3) неконструктивный характер ряда своих эмоциональных и
поведенческих стереотипов, отношений и установок; 4) связь между различными психогенными
факторами и возникновением, развитием и сохранением расстройств; 5) меру участия в возникновении,
развитии и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций; 6) более глубокие причины
собственных переживаний, способов поведения и эмоционального реагирования, начиная с детства, а
также условия формирования собственной системы отношений.
2.
Эмоциональная сфера. Индивидуальная психотерапия имеет дело не столько с «живыми»
эмоциями (кроме отношений врач — больной), сколько с их «отражением», поэтому задачи в
эмоциональной
сфере в определенной мере также связаны с осознанием: 1) пациент может получить
эмоциональную поддержку от психотерапевта, способствующую ослаблению защитных механизмов; 2)
он может научиться понимать и вербализовать свои чувства; 3) может приобрести искренность в
отношении чувств к самому себе; 4) может раскрыть свои проблемы с соответствующими им
переживаниями (часто скрытыми от самого себя); 5) произвести эмоциональную коррекцию своих
отношений, модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия
отношений с окружающими.
Hosted by uCoz