Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 298 
Next page End  

и значимости. Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного
самопонимания предполагают прежде всего принятие пациентом новой информации о себе, которая
часто не соответствует собственным представлениям. Низкая самооценка, эмоционально
неблагополучное отношение к себе препятствуют восприятию пациентом новой информации, обостряя
действие защитных механизмов; более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень
психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым новой
информации и новому опыту.
Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в
становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому
процессу. Эмоциональная поддержка оказывает положительное воздействие на самооценку, повышает
степень самоуважения и, таким образом, оказывает корригирующее эмоциональное воздействие на
такой важнейший элемент системы отношений, каким является отношение к себе, практически всегда
неадекватное в структуре личности с пограничными психическими расстройствами. Изменение
отношения
к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой — в
связи с изменением эмоционального компонента этого отношения, которое и обеспечивается в
основном за счет эмоциональной поддержки.
Другим межличностным механизмом психологической коррекции является направленное
психотерапевтическое воздействие, конфронтация участников группы с собственными отношениями,
проблемами, эмоциями и поведением, которая осуществляется посредством обратной связи между
каждым из членов группы и группой как целым. Благодаря ее наличию каждый из участников группы
получает информацию о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает его поведение,
как он воспринимается другими, в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания
межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию,
каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению
этих целей, какие эмоциональные и поведенческие стереотипы характерны для него. Обратная связь
дает возможность участнику группы понять и оценить значение собственной роли в типичных для него
межличностных конфликтах и через это глубже осознать собственные проблемы и особенности своих
отношений с окружающими.
Особенность обратной связи в процессе групповой психотерапии состоит в том, что она
осуществляется в ситуации реального межличностного эмоционального взаимодействия, что в
значительной степени облегчает отказ от неадекватных эмоционально-поведенческих стереотипов и
выработку навыков полноценного общения. Эти изменения подкрепляются в группе, пациент начинает
ощущать свою способность самостоятельно справляться с трудными ситуациями, производить
изменения, которые приносят удовлетворение самому и позитивно воспринимаются окружающими.
Исходя из основных положений личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии,
важнейшей ее задачей является перестройка в позитивном направлении отношения к себе и самооценки,
которая выступает в качестве ведущего внутриличностного механизма психологической коррекции в
процессе групповой психотерапии.
Методика проведения индивидуальной и групповой личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии подробно представлена в соответствующих методических
рекомендациях. /59/
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия показана больным с различными
пограничными психическими расстройствами, хотя, разумеется, эффективность ее в каждом случае
будет определяться клинико-патогенетическим своеобразием болезни.
Помимо указанных выше динамической, гуманистической, поведенческой психотерапии и
генетически связанных с ними концепций, при пограничных психических расстройствах используют
также методы когнитивной и традиционно суггестивной психотерапии.
Среди других методов следует указать терапию творческим самовыражением, разработанную
М.Е. Бурно (1999), и семейную психотерапию, представленную, в частности, в первой отечественной
монографии по данной проблеме Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого (1999).
Общим принципом построения психотерапии при пограничных психических расстройствах,
обеспечивающих наибольшую ее эффективность, является сочетание методов преимущественно
симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности.
Изложению особенностей применения психотерапии при разных формах пограничной
психической патологии целесообразно хотя бы кратко предпослать современные взгляды на условия,
критерии и методы определения эффективности психотерапии, без чего в настоящее время едва ли
Hosted by uCoz