Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 298 
Next page End  

направленность интересов личности, своеобразие эмоционально-волевых качеств, объем и глубина
полученных знаний и т.д. — все это значительно увеличивает число вариантов восприятия и главным
образом переработки информации. Некоторые из них определяют клинические патологические
состояния, возникающие в индивидуально значимых экстремальных условиях и характеризующиеся в
большинстве случаев ослаблением функциональных возможностей переработки информации. П.
Линдсей, Д.
Норман (1974) отмечают, что наиболее серьезным фактором, ограничивающим
адаптированную психическую деятельность при «психической перегрузке» является недостаточность
кратковременной памяти.
Следует также отметить, что для направленного поиска информации и ее переработки
информативные сведения должны содержать элементы новизны и быть хотя бы в небольшой мере
прагматически неопределенными. Именно это во многом предопределяет активность человека в той или
иной ситуации. В условиях лишенной новизны, монотонной и однообразной деятельности наблюдается
как бы пресыщение ею, функциональная активность барьера психической адаптации падает ниже
уровня, обеспечивающего напряжение, и усиливается «автоматизированная» психическая активность.
Для поддержания этого уровня в любой деятельности должны существовать новизна и
непредсказуемость значения поступающей информации. Здесь в известной мере заключен некий
парадокс. С одной стороны, человек стремится к относительному адаптированному покою, а с другой
— для его активной жизнедеятельности необходимо постоянное нарушение достигнутого
уравновешенного спокойствия. Стимулом, будоражащим психическую активность человека и
нарушающим психологическую идиллию спокойствия, помимо видимых внешних признаков, является
внутренняя потребность в получении новой информации. В ее основе лежат постоянно нарушающие
адаптированное психическое состояние (и делающие его динамичным) противоречия между
стремлениями человека и реальными возможностями их осуществления, между ожидаемым и
фактическим результатом того или иного действия.
Уравновешивание тенденций в разносторонней психической деятельности человека всегда
относительно, полная стабилизация здесь невозможна. Именно это и порождает у него стремление к
осознанному поиску новой информации. Усвоение же этой информации в свою очередь приводит к
новым столкновениям субъективного мироощущения с объективной реальностью, что требует новых
адаптационных усилий. В этом, вероятно, и заключен постоянный источник развития психической
деятельности человека, неразрывно связанный с возможностью получения им информативных данных и
необходимостью их анализа.
Важнейшее значение подсистемы эмоционального реагирования и формирования
адаптированной деятельности общеизвестно. Разнообразие эмоциональных состояний во многом
формирует поведение человека, его чувства и настроения, создающие своеобразие, субъективное
отношение к действительности, в том числе индивидуальную личностную оценку получаемой
информации. На этом фоне облегчается или, наоборот, усложняется та или иная деятельность,
включающая разработку мотивов различных поступков, выбор путей их реализации и, наконец,
осуществление намеченного плана действия.
Согласно биологической теории эмоций П.К. Анохина, положительное эмоциональное состояние
при удовлетворении какой-либо потребности возникает лишь в том случае, когда обратная информация
о результате совершенного действия полностью
совпадает с заранее смоделированными параметрами
акцептора результатов действия. Эмоцией удовлетворения закрепляется не только правильность любого
функционального проявления, но и адаптированная полноценность полученного результата.
Несовпадение данных обратной афферентации с результатом, «заложенным» в акцепторе результатов
действия, ведет не к закреплению функционального действия, а к поискам новых путей, необходимых
для достижения оптимального результата, который вызвал бы полноценную эмоцию удовлетворения.
Затягивание этого поиска может породить новые и усилить существовавшие ранее нарушения
функциональных возможностей психической адаптации и явиться, таким образом, причиной
возникновения невротического состояния.
Эмоциональное состояние не только оказывает влияние на деятельность человека, но и
находится в зависимости от нее. По мнению А.Н. Леонтьева (1971), собственно эмоции носят отчетливо
выраженный идеаторный характер. В этом вновь проявляются единство и неразрывность различных,
лишь искусственно расчленяемых мыслью механизмов психической деятельности человека и составных
частей барьера его адаптированной функциональной активности.
Как свидетельствуют многочисленные клинические наблюдения, «рассогласование» между
имеющимися у человека стремлениями, представлениями, возможностями действия нередко приводит к
Hosted by uCoz