Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 298 
Next page End  

может быть легко исправлено, парализует, делает мышление человека негибким, лишает его
возможности объективного и компетентного анализа происходящего даже в том случае, когда есть
необходимые теоретические знания и некоторый практический опыт. Удивительная беспечность! В
случае с аварией на ЧАЭС она оказалась преступной.
В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими
психопрофилактическими мероприятиями являются:
- организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;
- объективная информация населения о медицинских аспектах стихийного бедствия
(катастрофы);
- помощь руководителям ГО в пресечении панических настроений, высказываний и поступков;
- привлечение легкопострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным
работам.
По окончании действия жизнеопасной катастрофической ситуации [Следует подчеркнуть, что
психотравмирующие факторы довольно часто продолжают действовать и после кульминации
стихийного бедствия или катастрофы, хотя и менее интенсивно. Это и тревожное ожидание повторных
толчков при землетрясении, и все возрастающая боязнь «набора доз» при нахождении на территории с
повышенным уровнем радиации и т.д.] психопрофилактика должна включать следующие мероприятия:
- полную информацию населения о последствиях стихийного бедствия (катастрофы) и других
воздействий и их влиянии на здоровье людей;
- максимальное использование всех возможностей для вовлечения больших групп пострадавших
с целью принятия обобщенных коллективных решений по организации спасательных работ и
медицинской помощи;
- профилактику возникновения рецидивов или повторных психических расстройств (так
называемая вторичная профилактика), а также развития психогенно обусловленных соматических
нарушений;
- медикаментозную профилактику отсроченных психогенных реакций;
- привлечение легкопораженных к участию в спасательных и неотложных аварийно-
восстановительных работах и в оказании медицинской помощи пострадавшим.
Как показывает опыт, основные причины «рукотворных» трагедий достаточно схожи в разных
странах при всевозможных катастрофах: техническое несовершенство машин и механизмов, нарушение
технических требований по их эксплуатации. Однако за этим стоят человеческие изъяны —
некомпетентность, поверхностные знания, безответственность, трусость, мешающая своевременному
вскрытию обнаруживаемых ошибок, неумение учитывать возможности организма, рассчитывать силы и
др. Подобные явления должны быть осуждены не только различными контрольными органами, но
прежде всего совестью каждого человека, воспитанного в духе высокой нравственности.
К числу важнейшей социально-психологической профилактической задачи относится
информация населения о ситуации, осуществляемая перманентно. Сведения должны быть полными,
объективными, правдивыми, но и, в разумных пределах, успокаивающими. Четкость и краткость
информации делают ее особо действенной и доходчивой. Отсутствие или запаздывание информации,
необходимой для принятия рациональных решений во время или после стихийного бедствия или
катастрофы, порождает непредсказуемые последствия. Например, несвоевременная и полуправдивая
информация населения о радиационной обстановке в зоне аварии на ЧАЭС привела ко многим
трагическим результатам как непосредственно для здоровья населения, так и для принятия
организационных решений по ликвидации аварии и ее последствий.
Это способствовало развитию на отдаленных этапах Чернобыльской трагедии невротизации
широких кругов населения, формированию психогенных психических расстройств. В этой связи на
территориях, где проживает население, в той или иной степени пострадавшее от аварии (зоны
загрязнения, места проживания переселенцев), были созданы Центры психологической реабилитации,
совмещающие в себе социально-психологическую и информационную помощь и ориентированные на
профилактику доклинических форм психической дезадаптации.
Важное место в реализации первичной профилактики психогенных расстройств уделяется
пониманию того, что современный человек должен уметь правильно вести себя в любых, даже самых
трудных, ситуациях.
Наряду с воспитанием умения не теряться в сложных жизненных ситуациях, развивающихся в
экстремальных условиях, важнейшее профилактическое значение имеют компетентность,
профессиональные знания и навыки, нравственные качества людей, управляющих сложными
Hosted by uCoz