Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 298 
Next page End  

находящихся в пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения до находящегося
на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного
или повторного эмоционального перенапряжения. Выделение категории «эмоциональный стресс» и
противопоставление ее понятию стресса как общего адаптационного синдрома, по H. Selye, было
прогрессивным явлением. Этим был обозначен объединяющий критерий, который позволяет обобщить
огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное, с позиции
их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой
(причинный) фактор, определяющий последующее развитие физиологических проявлений
(поведенческих, соматовегетативных) эмоционального стресса. Этим фактором, как свидетельствует
детальный анализ психологических исследований у людей или психофизиологических экспериментов
на животных, является психологическое состояние, возникающее в ответ на то или иное психогенное
воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин
«психологический стресс».
Таким образом, психогенный фактор лежит в основе возникновения как эмоционально-
стрессовой, так и невротической реакции. Однако одно лишь определение психогении как ведущего
звена развития этих патологических состояний высшей нервной деятельности у животных или
психической дезадаптации у человека еще недостаточно без детализации качественного существа этого
психогенного фактора.
Категория «эмоция» в течение длительного периода была исключена из поля зрения
физиологических лабораторий. Множество причин лежало в основе этого: 1) трудности дефиниции
содержания эмоции в физиологических или психологических естественно-научных понятиях; 2) не
поддающиеся контролю и объективной количественной регистрации «психологические переменные»
поведенческого процесса, отражающиеся в бесконечном разнообразии психологических понятий; 3)
тенденция к трактовке эмоции как глобальной, унитарной концепции, затрудняющей ее превращение в
проблему научного поиска и познания; 4) отсутствие адекватных теорий о роли эмоций как
биологических конструкций, могущих быть изученными специфическими и повторно
воспроизводимыми операциями; 5) сомнения по поводу существования (вплоть до отрицания) такой
физиологической категории, как эмоция в качестве предмета объективного исследования. Сейчас уже
не вызывает споров положение, что эмоции являются одной из форм психической деятельности,
свойственной не только человеку, но и животным. Их изучение крайне важно в связи с проблемами
поведения, механизмов воспроизведения и фиксации следов памяти, процессов соотношения
соматических и вегетативных функций. Длительное эмоциональное напряжение является основой
различных психосоматических заболеваний, а патологические эмоциональные состояния как
проявление психопатологии служат мишенью действия психофармакологических средств. Научное
развитие проблемы эмоций, исследование взаимоотношения эмоций и мотиваций может
осуществляться только на рациональной методологической основе и при общебиологическом
естественно-научном подходе. Такой основой является биологическая теория эмоций.
Разрабатывая теорию функциональных систем применительно к организации поведенческих
актов животных, П.К.
Анохин (1975) придавал большое значение эмоциям как фактору интеграции
целенаправленных реакций организма, как процессу, объединяющему и направляющему
приспособительные возможности животного по отношению к внешнему миру, как критерию
полезности или вредности конкретной функциональной деятельности. Как биологическое явление
эмоциональные ощущения в процессе эволюции способствовали прогрессу приспособительной
деятельности животных и закрепились в виде своеобразных механизмов, удерживающих жизненные
процессы в их оптимальных границах и предупреждающих разрушительный характер каких-либо
факторов. Психическая деятельность развивалась как естественное следствие эволюции, как результат
усовершенствования нервного субстрата. В основе этого лежала выработка высших форм
приспособления к внешней среде. Первичная положительная эмоция возникает как критерий
законченного действия, как универсальная оценка целостного поведения, достаточности и полезности
произведенного приспособительного акта. Положительное эмоциональное ощущение выступает как
подкрепление — один из важнейших механизмов образования условных связей и «научения» в
широком смысле этого термина. Отрицательное эмоциональное ощущение отражает незавершенность
действия и способствует мозговой активности, направленной на поиск и подбор иных вариантов
формирования адекватной деятельности.
По общепризнанным представлениям, в происхождении как эмоционально-стрессовой реакции,
так и при развитии невротического состояния определяющее значение имеют отрицательные эмоции. В
Hosted by uCoz