Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 321 
Next page End  

психология не может быть достаточно «объективной», поскольку наблюдатель неизбежно влияет на
наблюдаемый эффект, ни физика, не способная на субатомном уровне измерить одновременно
количество движения и скорость частицы. Принцип дополнительности, ставший краеугольным камнем
современной физики, применим и к проблемам души и тела.
В течение всей жизни на Юнга производили впечатление последовательности разных внешне не
связанных друг с другом событий, происходящих одновременно. Скажем, смерть одного человека и
тревожный сон у его близкого родственника, случившиеся одномоментно. Юнг ощущал, что подобные
«совпадения» требовали какого-то дополнительного объяснения кроме утверждения о некоей
«случайности». Такой дополнительный принцип объяснения Юнг назвал синхронностью.
По мысли
Юнга, синхронность основывается на универсальном порядке смысла, являющемся дополнением к
причинности. Синхронные явления связаны с архетипами. Природа архетипа — не физическая и не
ментальная — принадлежит к обеим областям. Так что архетипы способны проявляться одновременно и
физически, и ментально. Здесь показателен пример — случай со Сведенборгом, упоминаемый Юнгом,
когда Сведенборг пережил видение пожара в тот самый момент, когда пожар действительно бушевал в
Стокгольме. По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики Сведенборга дали ему
временный доступ к «абсолютному знанию» — к области, где преодолеваются границы времени и
пространства. Восприятие структур упорядочивания воздействует на психическое как смысл.
В 1955 году в честь восьмидесятилетия Юнга в Цюрихе состоялся Международный конгресс
психиатров под председательством Манфреда Блейлера, сына Юджина Блейлера (у которого Юнг
начинал свою карьеру психиатра в Бурхгольцли). Юнгу было предложено сделать доклад о психологии
шизофрении, теме, с которой начались его научные исследования в 1901 году. Но и в то же время вокруг
него разрасталось одиночество. В ноябре 1955 года умерла Эмма Юнг, его жена, бессменный спутник на
протяжении более полувека. Из всех великих пионеров глубинной психологии Юнг был единственным,
чья жена стала его учеником, усвоила его методы и приемы и на практике применяла его
психотерапевтический метод.
С годами Юнг ослабевал физически, но его ум оставался живым и отзывчивым. Он поражал
своих гостей тонкими размышлениями о тайнах человеческой души и будущем человечества.
В восемьдесят пять лет Карл Густав Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта, в
котором поселился в далеком 1909 году. Мэр торжественно вручил «мудрому старцу» церемониальное
письмо и печать, а Юнг выступил с ответной речью,
обратившись к собравшимся на своем родном
базельском диалекте. Незадолго до смерти Юнг завершил работу над своей автобиографической книгой
«Воспоминания, сновидения, размышления», ставшей бестселлером в западном мире, а также вместе со
своими учениками написал увлекательную книгу «Человек и его символы», популярное изложение
основ аналитической психологии.
Карл Густав Юнг умер в своем доме в Кюснахте 6 июня 1961 года. Прощальная церемония
состоялась в протестантской церкви Кюснахта. Местный пастор в погребальной речи назвал покойного
«пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество
вновь обрести свою душу». Два других ученика Юнга — теолог Ганс Шер и экономист Юджин Бюлер
отметили научные и человеческие заслуги своего духовного наставника. Тело было кремировано, а
пепел захоронен в семейной могиле на местном кладбище.
Быть юнгианцем для учеников и последователей Юнга вовсе не означало принять все положения
его теории. Главный смысл понятия «юнгианец» продолжает заключаться в том, чтобы не оставлять
сами поиски ответов на те вопросы, которые сформулировал Юнг и на которые он сам пытался на
протяжении своей жизни получить ответ. Так что всевозможные сегодняшние разногласия между
аналитиками-юнгианцами следует рассматривать прежде всего как здоровый и значимый стимул к
дальнейшему развитию.
Но что же происходило с аналитической психологией после смерти ее основателя? Отметим, что
на сегодня в мире помимо сертифицированных аналитиков-юнгианцев существует довольно много
людей, практикующих юнговский анализ и формально не имеющих дипломов, равно как и
профессиональных авторов, преподавателей, консультантов, социальных работников, разделяющих
аналитико-психологическую парадигму и использующих ее в своей практике.
Hosted by uCoz