Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 321 
Next page End  

последний правдивее как сравнительно верное отображение действительных процессов в коллективном
бессознательном.
И «Фауст», и «Заратустра» в высокой степени помогают индивидуальному преодолению данной
проблемы; напротив, поэма Шпиттелера «Прометей и Эпиметей» открывает более широкий доступ к
постижению проблемы и ее коллективных выявлений, и притом именно благодаря мифологическому
нагромождению, поддержанному всеми возможными средствами. По существу, произведенное
Шпиттелером обнаружение бессознательных религиозных содержаний приводит прежде всего к
познанию символа богообновления,
который потом пространно раскрывается в «Олимпийской Весне».
Этот символ оказывается теснейше связанным с противоположностью типов и функций и, очевидно,
имеет значение попытки разрешить проблему в форме обновления общей установки, что на языке
бессознательного выражается как обновление бога. Богообновление есть обычный, исконный образ,
который, так сказать, встречается повсюду; укажу хотя бы на всю совокупность образов умирающего и
воскресающего бога и на все его примитивные стадии, вплоть до обновляющего заряжения фетишей и
шуринг магической силой. Этот образ выражает, что установка изменилась и что от этого наступило
новое напряжение энергии, новая возможность жизненных проявлений, новая плодовитость.
Последняя аналогия объявляет многократно доказанную связь между богообновлением, с одной
стороны, и сменой времен года и наступлением роста — с другой. Конечно, существует склонность
объяснять при помощи этих аналогий все мифы, связанные с временами года, с произрастанием, а также
астральные и лунные мифы. Но при этом совершенно забывают, что миф, как и все психическое, не
может быть обусловлен только внешним событием. Психическое привносит и свои собственные
внутренние условия, так что с тем же правом можно было бы утверждать, что миф имеет чисто
психологическую природу и пользуется данными метеорологических или астрономических процессов
лишь как материалом для выражения. Произвольность и нелепость многих примитивных мифических
утверждений делает такой способ объяснения более подходящим, чем всякий другой.
Психологически говоря, исходной ситуацией для богообновления является все увеличивающийся
раскол в способе применения психической энергии, то есть либидо. Одна половина сосредоточивается
на прометеевском способе применения, другая — на эпиметеевском. Понятно, что такие
противоположности взаимно мешают друг другу не только в обществе, но и в индивиде. Поэтому апогей
жизненной полноты (das Lebensoptimum) все более и более извлекает себя из противоположных
крайностей и ищет среднего положения, которое по необходимости должно быть иррациональным и
бессознательным, ибо рациональны и сознательны только противоположности. Ввиду того что средняя
позиция, как объединяющая противоположность, имеет иррациональный характер и является еще не
осознанной, она оказывается проецированной в образ посредствующего бога, в образ мессии или
посредника. В наших западных религиозных формах — с познавательной точки зрения более
примитивных — новая жизненная возможность является в виде Бога или Спасителя, который из любви
или отеческой заботливости, но по собственному внутреннему решению устраняет этот раскол тогда и
так, когда и как ему заблагорассудится по скрытым от нас основаниям. Детская наивность такого
воззрения бросается в глаза. Восток постигнул этот процесс уже много тысяч лет тому назад и потому
установил психологическое учение об избавлении, выдвигающее путь спасения в сферу человеческого
изволения. Так, в индийской и китайской религиях, а также и в буддизме, объединяющем оба
миропонимания, имеется представление о средней стезе, магически-действенной, спасительной и
достижимой при помощи сознательной установки. Ведийское мировоззрение сознательно ищет
освобождения от парных противоположностей для того, чтобы вступить на стезю спасения.
а) Брахманистическое понимание проблемы противоположностей
Санскритское слово, выражающее пару противоположностей в психологическом смысле, — есть
Dvandva. Оно обозначает всякую вообще пару (например, мужчину и женщину), спор, ссору, поединок,
сомнение и т.
д. Пары противоположностей были созданы уже Творцом мира.
В «Законах Ману»
говорится: «Далее, для различения действия, он отделил достойное от недостойного и сделал так, что
творения стали подвержены парным противоположностям, как, например, страданию и удовольствию».
[«Moreover, in order to distinguish actions, he separated merit from demerit, and he caused the creatures to be affected
Hosted by uCoz