Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 321 
Next page End  

Сам ученик Брахмана есть воплощение Брахмана, из чего с несомненностью явствует тождество
сущности Брахмана с определенным психологическим состоянием.
7. «Богами воздвигнутое, непревзойденное сияет солнце там;
и из него произошла мощь Брахмана, и Брахман высший;
произошли все боги и то, что им дает бессмертие
И Брахмана в сиянии несет тот, кто есть ученик его;
Богами всеми он проникнут». [Atharvaveda 11, 5, 23 (Deussen)]
8. Брахман есть также и Прана (Prana) = жизненное дыхание и космический жизненный принцип;
точно так же Брахман есть Vayu = ветер, который в Brihadaranyaka-Upanishad (3, 7) характеризуется как
космический и психический жизненный принцип. /50- Bd.1. Teil 2. S.93 ff/
9. «Он, этот (Брахман), в человеке, и он, тот (Брахман), в солнце, — суть едино». [Tait.-Up. 2, 8, 5
(F. Max Muller)]
10. (Молитва умирающего): «Лик Истинного (Брахмана) покрыт золотым диском. Открой его, о
Пушан (Савитри, солнце), дабы увидеть нам сущность Истинного. О Пушан, единый провидец, Яма,
Сурья (солнце), сын Праджапати, раскинь свои лучи и собери их вновь. Свет, который есть твой
прекраснейший образ, я лицезрею. Я есмь то, что он есть (то есть человек в солнце)». [Brihadaranyaka-
Upanishad 5, 15, 1 ff (F. Max Muller)]
11. «И этот свет, сияющий над этим небом, выше всего, выше каждого, в превышнем мире, над
которым нет больше миров, это тот же свет, который и внутри человека. И для этого у нас есть такое
видимое доказательство: когда мы, чрез прикосновение, воспринимаем здесь тепло и тела». [Khandogya-
Up. 3, 13; 7 f (F. Max Muller)]
12. «Как зерно риса, или ячменя, или проса, или как ядро просового зерна, так этот дух находится
во внутренней самости, — златозарный, как пламя без дыма; и он больше неба, больше пространства,
больше этой земли, больше, чем все существа. Он — душа жизни, он — моя душа; умирая, я войду
отсюда к нему, к этой душе». [Catap.-Brahm. 10, 6, 3 (Deussen)]
13. Atharvaveda 10, 2, понимает Брахмана как виталистический принцип, как жизненную силу,
создающую все органы и присущие им влечения.
«Кто наделил его семенем, для того, чтобы он продолжил нить рода, кто сосредоточил в нем
силы духа, дал ему голос и выразительность лица?»
Сила человека также происходит от Брахмана. Из этих примеров, число которых можно было бы
во много раз увеличить, с несомненностью вытекает, что понятие Брахмы, со всеми его символами и
атрибутами, совпадает с тою идеею динамической или творческой величины, которую я назвал либидо.
Слово «Брахман» значит: 1) молитва, 2) заклинание, 3) священное слово, 4) священное знание (veda), 5)
святой образ жизни, 6) абсолютное, 7) священное сословие (браминов). Дейссен подчеркивает, как
особенно характерный термин, «молитву». [Это подтверждает также и соотношение Brahman — prana —
Ма taricvan в матери распухающей. Atharvaveda 11,
4] Слово Brahman происходит от barh, farcire,
«распухание» /50- Bd.1. Teil 1. S.240 ff/, то есть «молитва», понятая как «стремление человеческой воли
ввысь, к святому, божественному». Такое производство слова указывает на известное психологическое
состояние, а именно на специфическую концентрацию либидо, которая, благодаря чрезмерному
скоплению иннервации, вызывает общее состояние напряженности, связанное с чувством распухания.
Вот почему нередко и в обиходном языке такое состояние образно описывают словами «перетекло через
край», «нельзя больше удерживать», «лопнуло» и т.
д. («Чем душа полна, то изливается и через уста».)
Индийская практика старается планомерно вызывать такое состояние запруженности или скопления
либидо путем отвлечения внимания (либидо) от объектов и от психических состояний, от
«противоположностей». Отсечение чувственных восприятий и погашение содержания сознания
властно приводят человека к понижению сознания вообще (точно так же, как во время гипноза) и
оживляют тем самым содержания бессознательного, то есть исконные образы, которые в силу их
универсальности и их беспредельной древности имеют космический и сверхчеловеческий характер.
Таким образом привносятся все те уподобления солнцу, огню, пламени, ветру, дыханию и т. д., издревле
Hosted by uCoz